ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Первый технический вуз на Алтае. Часть 2

НАЧАЛОСЬ МИРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Принятый Верховным Советом СССР в марте 1946 г. закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946−1950 гг. ставил задачу достигнуть и значительно превзойти довоенный уровень промышленного производства. Особое значение придавалось развитию машиностроения. Большая работа предстояла коллективу АМИ. В первый послевоенный год институт получил для капитального ремонта 220 тыс. рублей. Была переоборудована система центрального отопления в учебных помещениях и общежитиях, произведены побелка и покраска. В котельной установили более мощные паровые котлы. Пополнились мебелью учебные аудитории. В 1946 г. по приказу министра автомобильной промышленности СССР институту выделили узлы и агрегаты, другие материалы для учебно-производственных мастерских. В течение учебного года была создана механическая мастерская, что позволило проводить учебную практику студентов в институте. Военная кафедра пополнилась учебными автомашинами, в автотракторной лаборатории появился испытательный стенд. Дополнительное оборудование было выделено кафедре двигателей внутреннего сгорания и лаборатории металловедения. Реорганизация и более рациональное использование имевшихся площадей позволили создать новые лаборатории и учебные комбинаты. Автотракторная лаборатория увеличилась до 200 кв. метров и располагала уже отдельными учебными классами для автомобилей, тракторов, двигателей и электрооборудования. В более просторные помещения переместились лаборатории металловедения, электротехническая, сопротивления материалов, созданы лаборатории по топливу и смазке, кузнечная мастерская.

К началу 1946−47 учебного года институт располагал одной поточной аудиторией, 19 аудиториями для семинарских занятий, 6 лабораториями, 2 учебными кабинетами, 2 учебными мастерскими общей площадью в 2080 кв. метров. Очевидно, что учебно-производственная база института была недостаточной: учебные корпуса и общежития были небольшими, находились далеко друг от друга, что затрудняло учебный процесс, не хватало жилья для студентов, преподавателей и сотрудников.

ПРИРАСТАЕМ КАДРАМИ И ФИЛИАЛАМИ

Растущая потребность в инженерах-машиностроителях предопределила расширение географии института: в октябре 1945 г. при Алтайском тракторном заводе открылся филиал вечернего отделения АМИ. Организатором и первым его руководителем был профессор Т.А. Животовский. В 1946 г. впервые после войны состоялось торжественное вручение дипломов 9 его выпускникам. Это был самый маленький за всю историю института выпуск. В первые годы своего существования машиностроительный институт был маленьким провинциальным вузом со слабой материально-технической базой, в котором не хватало высококвалифицированных преподавателей. На двух факультетах – автотракторном и механико-технологическом в 1946 г. училось 375 студентов. Отсев студентов сократился, но был еще достаточно велики в 1947−48 учебном году составил 25%. На 12 кафедрах работало 47 штатных преподавателей, в их числе один профессор П.В. Мелентьев, 4 доцента и 9 совместителей.

Штат преподавателей был недоукомплектован, многие не имели опыта педагогической работы. Руководство института пыталось решить кадровую проблему, но этому препятствовали объективные трудности и, прежде всего, недостаточная престижность вуза в те годы. В коллектив пришли кандидаты наук, инженеры с большим производственным опытом: И.В. Бургсдорф, А.Д. Воробьева, А.В. Гандлер; они возглавили кафедры технологии металлов и металловедения, технологии машиностроения и химии. Были оставлены на преподавательскую работу в институте его выпускники-отличники В.В. Макаров, А.Т. Болгов и другие. Однако проблема кадров для молодого вуза продолжала оставаться одной из острых еще в течение длительного времени. В первые послевоенные годы в институте не хватало учебников, программ, бумаги, готовален, чертежных принадлежностей. Производственный опыт будущие инженеры приобретали тогда главным образом на заводе транспортного машиностроения, сроки практики были сокращенными. Большое внимание уделялось методической работе. Зимой 1947 г. состоялась научно-методическая конференция, посвященная вопросам качества преподавания. Часто читались открытые лекции с участием заведующих кафедрами, деканов, директора института и его заместителей, практиковались методические семинары преподавателей. Состоялась конференция преподавателей кафедр, осуществлявших руководство студенческими проектными

работами.

Заведующий кафедрой математики Леонид Петрович Леонов разработал методическое пособие длястудентов «Элементы теории геометрических построений», нашедшее применение в других вузах и средних специальных учебных заведениях края. Были также составлены итоговые домашние задания по параллельным темам, каждое из которых включало 30−40 задач. На кафедре начертательной геометрии и графики изготовили несколько десятков демонстрационных чертежей и справочных таблиц. Кафедра иностранных языков разработала частные методики преподавания в машиностроительном институте, технические тексты для студентов всех специальностей, наладила внеаудиторную самостоятельную работу.

РЕШАЕМ БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Картина жизни институтского коллектива в тот период будет неполной, если не сказать о его хозяйственной деятельности и быте студентов, сотрудников и их семей. Увеличились масштабы подсобного хозяйства. По-прежнему работали магазин, прачечная, сапожная и пошивочная мастерские. В 1945 г. институту был выделен большой земельный участок в Бельмесевском совхозе, расположенный недалеко от Барнаула. Тогда же было засеяно 70 гектаров под зерновые и 7 − под овощные культуры. Под индивидуальные огороды студентам и преподавателям было предоставлено 15 гектаров. К началу 1948 г. в институтском хозяйстве насчитывалось 16 коров и телят, лошадь, полтора десятка овец и несколько свиней. Излишки продуктов институт продавал государству.

Руководство вуза, его общественные организации проявляли постоянную заботу об улучшении жилищно-бытовых условий студентов и преподавателей. Благодаря помощи профсоюзной организации были отремонтированы многие квартиры, улучшилось снабжение товарами первой необходимости, успешно решалась транспортная проблема. Организованно отпускались дрова, уголь, картофель. Промтовары продавались по ордерам, выдаваемым институтом. Практически все нуждающиеся имели возможность приобрести путевки в санатории и дома отдыха, причем каждая третья путевка была льготной. Оказывалась материальная помощь нуждающимся студентам и преподавателям с большим составом семьи. Дети преподавателей, сотрудников и студентов набирались сил в пионерских лагерях.

1942−1947 гг. были трудными, насыщенными событиями временем становления института. Улучшалась организация учебного процесса, формировались собственные кадры, укреплялась материально-техническая база вуза. Главным итогом упорного труда всего коллектива была подготовка хороших специалистов для страны. Участники городской научной сессии, состоявшейся летом 1946 г., в письме на имя директора института писали: «Отмечаем отличную организацию учебного процесса в подготовке инженеров-машиностроителей. Несмотря на крайнюю стесненность в помещениях, недостаток лабораторного оборудования, который в ряде случаев восполняется приборами, сконструированными и изготовленными своими силами, институт успешно справляется с подготовкой высококвалифицированных инженеров».