ГлавнаяНовости › Итоги конференции «Гарантии качества профессионального ...

Итоги конференции «Гарантии качества профессионального образования»

07.05.2018 12:42
Итоги конференции «Гарантии качества профессионального образования»

Недавно в университете прошла Международная научно-практическая конференция «Гарантии качества профессионального образования». В её работе приняли участие и выступили с докладами Татьяна Манянина, заместитель начальника отдела науки и высшего образования Министерства образования и науки Алтайского края, и Александр Вагенлейтер, заместитель начальника управления по проектам развития и стратегическому планированию АО «СК Алтайкрайэнерго».

В выступлении Якова Овчинникова, проректора по учебной работе АлтГТУ, прозвучала обеспокоенность сложившейся на сегодняшний день обстановкой в системе высшего образования. «Высшее образование переживает не лучшие времена. Идет глубокое реформирование его основных процессов, прежде всего, учебной деятельности как адаптации к современным экономическим реалиям, и все это под флагом повышения качества образования. Политика нашего государства по отношению к высшим учебным заведениям постепенно, но, по совокупности шагов, существенно и довольно быстро меняется. Государство планомерно ужесточает требования к кадровому составу, основным показателям научного и учебного процессов, дифференцирует вузы по их эффективности, соответствию все возрастающим требованиям; выделяет федеральные, исследовательские, опорные вузы и обеспечивает их преимущественное финансирование. Как ни странно, ставит заслоны на путях подготовки кадров высшей квалификации. В стране значительно сократилось количество мест для приема в аспирантуру, докторантуру. Сократилось количество диссертационных советов. Постоянно меняет требования к основным образовательным программам. Реализует конкурсную систему распределения контрольных цифр приема и, в соответствии с этим, финансовых ресурсов. Повышает планку уровня подготовки на приеме студентов. И все это большинство региональных вузов и особенно вузов технического профиля вынуждено осуществлять в условиях откровенно слабой подготовки выпускников школ. К тому же предпочтения школьников в последние годы сместились в сторону гуманитарных дисциплин. Так, в Алтайском крае на протяжении последних пяти лет количество школьников, записавшихся на ЕГЭ по естествознанию, в несколько раз выше предпочитающих физику, математику. В такой ситуации у большинства технических вузов и, прежде всего, региональных, как правило, не имеющих возможности аккумулирования наиболее подготовленных абитуриентов с огромных территорий страны, а довольствующихся местным контингентом, возникают острые противоречия между количеством и качеством.

Профессорско-преподавательский состав таких вузов способен подготовить малую долю выпускников с потребным качеством. И выход находится, как правило, в урегулировании уровня качества подготовки студентов. Значительная часть преподавателей, особенно опытных, остро переживает подобные отступления от норм, критериев, выстраданных годами. Наш вуз, к сожалению, не является исключением. Главные показатели учебного процесса – успеваемость и качество обучения − остаются очень низкими. У нас еще сейчас более полутора тысяч студентов имеют задолженности по прошлым сессиям, а впереди летняя сессия. Сохранность контингента также низка. По некоторым образовательным программам она составляет 50−60% от числа зачисленных в вуз. Слабеет материально-техническая база. Не устранены трудности с организацией и проведением практик. Я надеюсь, что результатом работы сегодняшней конференции станут новые предложения по совершенствованию учебного процесса».

Участники конференции обсудили направления профориентационной работы, качество подготовки студентов вуза, связь образования и науки, формирование лидерских качеств у студентов, роль воспитательной работы в повышении качества образования студентов, результаты экспертного опроса работодателей об оценке качества подготовки будущих специалистов, аспекты цифровых образовательных технологий и многие другие вопросы, касающиеся всех сторон образовательного процесса в вузе.

В выступлениях докладчиков, кроме детального анализа, было немало интересных предложений, которые будут взяты на вооружение как учебным управлением, так и самими преподавателями.