ГлавнаяНовости › Кто сказал, что надо бросить ...

Кто сказал, что надо бросить песни на войне…

03.06.2020 18:00
Кто сказал, что надо бросить песни на войне…

Великая Отечественная война вошла в историю как самая кровопролитная из всех. Миллионы отдали свои жизни ради одного — Победы над фашистскими захватчиками. Невозможно перечислить все то, через что пришлось пройти советским людям. Фронтовики и те, кто трудился в тылу на благо огромной страны на протяжении мучительных четырех лет приближали Победу. С началом войны кино, театр и музыка, казалось бы, ушли в затишье, но в действительности это было не так. Артисты продолжали творить искусство — вечное, живое… События тех лет – это не только артиллерийский гул, но и песни, способные воодушевлять на подвиги. В серии статей мы вспомним тех, чьё творчество согревало сердца ковавших Победу и на фронте и в тылу. Это Клавдия Ивановна Шульженко, Любовь Петровна Орлова, Лидия Андреевна Русланова, Валерия Владимировна Барсова, Антонина Васильевна Нежданова.

 В сегодняшней публикации мы  отдадим дань уважения творчеству  Клавдии Ивановны Шульженко

«Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление», — так говорили фронтовики. Имя Клавдии Шульженко было родным и  знакомым каждому из них.  Ведь именно она бесстрашно выступала перед солдатами с самого начала войны. Уже в июле 1941 года джаз-оркестр с участием К.И. Шульженко становится фронтовым джаз-ансамблем. А чуть позже родилась знаменитая композиция «Синий платочек», ставшая одной из главных во фронтовое время.

Клавдия Ивановна добровольно гастролировала на протяжении четырех лет. Только во время 900-дневней блокады Ленинграда Клавдия вместе с ансамблем дала более ста концертов как в самом Ленинграе, так и на фронте… Трудно поверить, что 12 июля 1942 года ей даже удалось спеть на сцене Ленинградского Дома Красной Армии (после этого выступления ей вручили медаль «За оборону Ленинграда»).

Некоторые музыкальные критики, впоследствии анализировавшие творчество Шульженко, утверждали, что именно в годы войны она сформировалась как артистка. В ее репертуаре не было места «случайным» песням. Голос Клавдии стал целебным бальзамом для всех тех, кто бился за победу. «Синий платочек»,  «Друзья-однополчане», «Давай закурим» — эти и многие другие композиции разучивались фронтовиками наизусть. В те грозовые годы офицеры шутили:" «Синий платочек» в исполнении Клавдии  Шульженко укрепляет линию фронта ничуть не хуже, чем парочка свежих дивизий». Известно, как Клавдия Ивановна «воевала» своими песнями, нередко просто помогая людям выжить. А как жила сама? Нам кажется, даже бытовые штрихи к ее портрету делают певицу нам ближе и интереснее.

Она  в любой ситуации оставалась Женщиной до мозга костей. Имея  слабость к хорошим и дорогим заграничным вещам, ширпотребом брезговала. Во время войны даже в бомбоубежище брала с собой ридикюль с французскими духами, подаренными отцом. Из косметики предпочитала «Макс Фактор» и всех артистов, выезжавших за рубеж, просила привезти ей изделия этой фирмы. Несмотря на довольно приличную пенсию, 270 рублей, Шульженко, привыкшая жить на широкую ногу, на закате жизни бедствовала. За продуктами и столь любимой свежей клубникой она, не желая ни перед кем унижаться, шла не к директору, скажем, Елисеевского гастронома, а покупала на рынке. Певица была вынуждена распродавать драгоценности и антиквариат, которые собирала всю жизнь. Когда в 1984 году она в последний раз уезжала в больницу (ЦКБ), в квартире остались лишь две ценные вещи — диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шостаковича, который композитор проиграл в карты, а Шульженко выкупила. Клавдия Ивановна обладала взрывным, скандальным характером. Молва утверждала: для того чтобы успешно выступить, ей необходимо было с кем-нибудь крепко поругаться. Директор Театра эстрады даже нанимал специальных «одноразовых» рабочих, которых Клавдия Ивановна перед каждым своим выходом на сцену отчитывала и увольняла. Выпустив пар, Шульженко выходила на сцену и блестяще пела. А в следующий раз ситуация вновь повторялась. Отношения с властью у Шульженко складывались неровно. Уж очень Клавдия Ивановна была своенравной. В 1953 году ради новогоднего капустника в ЦДРИ она отказалась выступать перед Василием Сталиным. «По Конституции я имею право на отдых», — ответила Шульженко по телефону на звонок генеральского адъютанта. А однажды Шульженко больше часа просидела в кабинете всесильного министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Когда наконец министр согласилась принять легендарную певицу, Клавдия Ивановна, войдя в кабинет, решительно заявила ей: «Мадам, вы плохо воспитаны» — и гордо удалилась прочь. И все сходило ей с рук. Скажете, странно? А может, все это оттого, что очень уж любили ее в народе… 

Хочется вспомнить 10 апреля 1976 года, когда  отмечался   семидесятилетний юбилей Клавдии Ивановны Шульженко в знаменитом Колонном зале. Двадцать песен, сложная программа, идущая в сопровождении то эстрадно-симфонического оркестра, то инструментального ансамбля, то пианиста,— это вызывало восхищение (какой же надо обладать смелостью, чтобы решиться на такой шаг!) и настороженность (справится ли актриса, несколько лет не выступавшая с сольными концертами?).

На эстраду вышла стройная женщина в строгом, элегантном, светло-сером платье. Она улыбается, и зал взрывается аплодисментами — зрители, стоя, приветствуют любимую актрису. Кажется, овации не будет конца: аплодирует партер, ложи и балкон, аплодирует оркестр, билетеры, забыв, что они здесь «по долгу службы». Овация длится одну, две, три минуты. Позже, когда концерт будет записан, выяснится, что аплодисменты занимают в нем едва ли не столько же места, что и сами песни, а условия производства грампластинок потребуют сократить восторженную реакцию зала до минимума. «Напрасно вы это делаете,— заметит находившийся в аппаратной И.С. Козловский,— такие аплодисменты дорого стоят — их надо заслужить!»  Юбилейный концерт стал своеобразным фильмом, который создала актриса. Перед слушателями словно прошли кадры уникальной ленты. За рассказом Шульженко «о времени и о себе» встала история страны, народа, с кем жила одной жизнью, думала и чувствовала, как он. Первая песня —«Подъезд» А. Лепина на стихи Ф. Лаубе, рожденная в 60-е годы, прозвучала как биография современника. Певица рассказала о судьбе героя, который много видел, ездил, возвращался «на минутку» в родной дом и снова отправлялся в путь, но, казалось, она говорила о себе: как полвека назад вступила на трудную стезю эстрадной певицы и сколько бы ни возвращалась к родному порогу, песня, ставшая ее призванием, снова звала в дорогу, на встречу со зрителем, которому отдавала все свое сердце, весь свой талант.

«Давай закурим» М. Табачникова, И. Френкеля и «Последний бой» М. Ножкина. Первая — 1943 года, вторая — на тридцать лет моложе, но обе связаны военной темой, верность которой Клавдия Шульженко сохранила на всю жизнь. М. Ножкин создал песню для многосерийной эпопеи «Освобождение». На эстраде «Последний бой» впервые прозвучал в исполнении Шульженко, сумевшей достоверно и просто рассказать о мыслях и чувствах солдата перед «последним боем, трудным самым». Так глубоко раскрыть содержание мог только человек, сам перенесший тяготы войны.

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?»— эта песня одна из шести, составивших цикл «Сказ о солдате» В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова. Шульженко, первая и единственная исполнительница всего цикла, взволнованно поведала о воине, вернувшемся к мирному труду, о солдатской дружбе тех, кто плечом к плечу прошел сквозь огненные годы войны. И так каждая песня, как кадры неснятого фильма. Долгие годы певица называла новые программы «Песни о любви». Также она могла назвать и юбилейный концерт, потому что ее песни о любви — это рассказ о родной земле, солдатской верности, о первых робких чувствах и любви безоглядной, выстраданной, о разлуках и надеждах

Программа концерта позволила певице продемонстрировать все богатство ее лирического дарования. В трактовке Шульженко «Вальс о вальсе» Э. Колмановского и Е. Евтушенко поражает удивительным соединением иронии и восторга, грусти и радости. Обстоятельства сложились так, что певица исполнила песню после того, как она прозвучала в других интерпретациях, но ее трактовка стала эталоном. «Талант этой замечательной артистки таков, что раз спев песню, она делает ее своей, «шульженковской»,— сказал Э. Колмановский.— Мы авторы песен не можем быть за это в обиде. Наоборот, мне кажется, что именно благодаря исполнению Клавдии Ивановны «Вальс о вальсе» получил столь долгую и счастливую жизнь».

Искусству Шульженко подвластны все песенные жанры: лирический монолог, баллада, шуточные куплеты, романс — старинный и современный. Романс в творчестве певицы занимает особое место. Есть общая черта, характерная и для старинной «Вишневой шали» и для современных романсов: «Не жалею» Б. Фомина и П. Германа, «Руки» И. Жака и В. Лебедева-Кумача, «А снег повалится» Г. Пономаренко и Е. Евтушенко. Актриса рассказывает в них о больших чувствах и настоящей любви. Лирическая героиня Шульженко может действовать «рассудку вопреки», но никогда не жалеть об этом, ибо в ней живет постоянная вера в то, что встреча с настоящим чувством не проходит бесследно. Исповедальная интонация, с которой Шульженко исполняет эти произведения, такт, присущий ей, улыбка, а то и легкая ирония придают ее новеллам о любви особое очарование и, снимая с них налет сентиментальности, раскрывает духовный мир современницы, ее мировосприятие и мироощущение. Юбилейный концерт собрал песни, исполненные в разное время. Премьера «Записки» Н. Бродского и П. Германа отделена от премьеры «Трех вальсов» А. Цфасмана, Л. Давидович и В. Драгунского пятнадцатью годами, а от первого исполнения «Бабьего лета» Т. Марковой и И. Кахановского — двумя десятилетиями. Рядом с ними оказались и совсем новые произведения: «Когда-нибудь» Л. Лядовой и О. Милявского, «Размышление» С. Каминского и В. Бута. Такое соединение невыгодных для исполнителя сопоставлений еще раз свидетельствовало о победе Шульженко над временем. Казалось, что каждую песню она поет впервые.

Актриса не стремилась воссоздать прежний рисунок, и потому новое прочтение хорошо знакомых слушателю произведений несло не радость узнавания, а радость открытия: в «легких» когда-то песнях появилась глубина, за непритязательными, запомнившимися строчками вставала гамма новых чувств — юмор и грусть, печаль и лихость. И главное, ничего «понарошку», все подлинно, все правда. Оттого-то так ярко прозвучали многие песни, долгие годы украшавшие репертуар Клавдии Шульженко. Среди них «Молчание» И. Дунаевского и М. Матусовского, «Три вальса»— трехактный моноспектакль и «Старинный вальс» 3. Левиной и Л. Глазковой — блестящая миниатюра, в которой Шульженко с юмором и изяществом продемонстрировала смену настроений героини и непоследовательность ее поступков, вызывающих улыбку. «Век нынешний и век минувший» встретились в программе юбилейного вечера, но это было не отступление в прошлое, а обращение к настоящему и в будущее народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. 

Клавдия Ивановна родилась 11  (24)  марта 1906 года в Харькове  в Александровской больнице. Её отец Иван Иванович Шульженко работал бухгалтером Главного управления железной дороги. С 1923 года она жила на Москалёвке — на Владимирской улице, № 45, кв. 6.

Исполнять народные песни начала с конца 1910-х годов. Нотной грамоте и пению обучалась частным образом у профессора Харьковской консерватории Н.М. Чемезова. В 1923 году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н.Н. Синельникова. В том же году дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполнявшиеся ею в этот период «Шахта № 3» и «Песня о кирпичном заводе» считаются первыми образцами современной бытовой песни. Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1927 композитор Юлий Мейтус специально для неё написал несколько новых произведений («Красный мак», «Красная армия», «Гренада»), которые вскоре стали популярными.

В 1928 году состоялся её певческий дебют на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.

В 1929—1942 годах — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где певица сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский. Также участвовала в программах «Аттракционы в действии». В 1934 году снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи. Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов. «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» — три песни, представленные певицей, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса, разделив третью премию с Марией Мироновой. Росла её известность. Шульженко много записывалась для грампластинок, которые не залёживались на прилавках. В её репертуар входили популярные танго «Утомлённое солнце», фокстроты «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), «Андрюша», «Дядя Ваня» она по-актёрски «играла» сюжетные песни «Руки», «Записка».

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и её мужа Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. Исполнялись песни «О любви не говори», «Голубка».

Объявление о начале Великой Отечественной войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. С 1943 года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем Москонцерта. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Гастролировала за рубежом. После войны продолжила свою концертную деятельность. В 1947 году в её репертуаре появилась ставшая впоследствии широко известной песня «Друзья-однополчане». В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте того же года она снялась в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды».

В июле 1956 года познакомилась с кинооператором Георгием Кузьмичём Епифановым, который влюбился в неё ещё в 1940 году, когда случайно купил её первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, понял, что «пропал» окончательно. Многие годы присылал ей письма, телеграммы и открытки из мест своих многочисленных командировок, подписываясь «Г. Е.» Впоследствии выяснилось, что певица, получавшая обильную почту, письма от «Г. Е.» выделяла и хранила отдельно.

Встретив его в реальной жизни, она ответила ему взаимностью и стала его фактической женой. Епифанов был моложе Клавдии Ивановны на 12 с лишним лет, но всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь уже Шульженко посылала ему из своих гастрольных поездок: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — всё твоё». Этот гражданский брак распался в 1964 году и возобновился в 1976 году после юбилейного концерта Клавдии Ивановны в Колонном зале Дома Союзов. Присутствовавший на концерте Епифанов был потрясён её выступлением и стал инициатором примирения.

В октябре 1965 года певица приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля.

В 1980 году записала свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» вышли её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года певица приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.

Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда-то Исааку Дунаевскому в преферанс, а певица выкупила его. Долго болела, а перед смертью на две недели впала в кому. Среди личных вещей — концертное платье от малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. В записной книжке — телефоны поликлиники Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище  (участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце. Владимир Коралли умер через 11 лет, и его похоронили рядом с бывшей женой.

Семья:

  • Муж (с 1930 по 1956)  — Владимир Филиппович Коралли  (настоящая фамилия — Кемпер; 1905—1995), эстрадный певец и артист разговорного жанра. Заслуженный работник культуры РСФСР  (1979).
    • Сын — Игорь Владимирович Кемпер (род. 1932), работал главным инженером «Мосгаза».
  • Фактический брак  (с 1956 по 1964 и с 1976)  — Георгий Кузьмич Епифанов  (1918—1997), кинооператор.

Звания и награды:

  • Лауреат I-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939)
  • Заслуженная артистка РСФСР  (1945)
  • Народная артистка РСФСР  (1962)
  • Народная артистка СССР  (1971)
  • Орден Ленина  (1976)
  • Орден Красной Звезды  (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»  (1970)
  • Медаль «За оборону Ленинграда»  (1942)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»  (1945)
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»  (1965)
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»  (1975)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»  (1945)
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»  (1968)
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»  (1978)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»  (1947)
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»  (1956)

Репертуар:

  • Андрюша (И. Жак — Г. Гридов)
  • А снег повалится… (Г. Пономаренко — Е. Евтушенко)
  • А я вижу (А. Островский — Л. Ошанин)
  • А я всё помню (Г. Подэльский — Г. Тихая)
  • Бабушкино танго (Э. Колмановский — В. Раздольский)
  • Бабье лето (Т. Маркова — И. Кохановский)
  • Былое увлеченье (слова и музыка О. Д. Строка)
  • Баллада о дружбе (Т. Маркова — Л. Ошанин)
  • Беспокойное сердце (Л. Беженцев — И. Финк)
  • Будь спортсменом (А. Лепин — О. Фадеева)
  • Болельщик Миша (А. Островский — Ю. Цейтлин)
  • Баллада о китайском мальчике (З. А. Левина — Г. Рублёв)
  • Встречи (И. Жак — Г. Гридов или А. Волков)
  • Воспоминания о Москве (Н. Иллютович — В. Драгунский)
  • Вальс о вальсе (Э. Колмановский — Е. Евтушенко)
  • В вагоне поезда (И. С. Жак — М. Карелина)
  • В день серебряной свадьбы (Н. Иллютович — О. Фадеева)
  • Вдвоём (В. Сорокин — В. Лившиц)
  • Веришь — не веришь (А. Островский — Л. Ошанин)
  • Верность (А. Г. Новиков — В. Харитонов)
  • Весенняя песня (Н. Иллютович — П. Герман или О. Фадеева)
  • В небе звёзды горячи (Т. Маркова — О. Богданов)
  • Возьми гитару (А. Лепин — М. Пляцковский)
  • В праздничный вечер (А. Островский — Л. Ошанин)
  • Всё проходит (А. Рязанов — Н. Коваль)
  • Всё стало вокруг («Лирическая песня» из кинофильма «Сердца четырех») (Ю. Милютин — Е. Долматовский)
  • Встреча с поэтом (А. Хачатурян — П. Герман)
  • Вступительная песня (Б. Мандрус — Б. Брянский)
  • Воспоминание (Б. Мандрус — И. Берман и И. Уткин)
  • Возвращение (Иду по знакомой дорожке) (А. Владимирцов — Г. Гридов)
  • Вечер на рейде (В. Соловьёв-Седой — А. Фатьянов)
  • Веер (муз. Л. Грега)
  • Все будет так, как было прежде (И. Жак — Г. Гридов)
  • Где же вы теперь, друзья-однополчане?  (В. Соловьёв-Седой — А. Фатьянов)
  • Где ж ты, мой сад? (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов)
  • Говорите мне о любви (О. Минц — В. Масс)
  • Голубка (С. Ирадье — С. Болотин, Т. Сикорская)
  • Голубоглазый мальчик (Э. Колмановский — В. Драгунский)
  • Гренада (Ю. Мейтус — М. Светлов)
  • Да, да, да (С. Кац — Б. Брянский)
  • Давай закурим  (М. Табачников — И. Френкель)
  • Давай помолчим (Е. Жарковский — В. Лазарев)
  • Два сольди (Д. Панки — Г. Шергова)
  • Девичье сердце (А. Лепин — О. Фадеева)
  • Девичьи попевочки (О. Фельцман — М. Матусовский)
  • Девичья колхозная (М. Табачников — Я. Зискинд)
  • Девичья песня (А. Г. Новиков — В. Харитонов)
  • Девушка милая (В. Сорокин — Г. Русецкая)
  • День рождения (Н. Иллютович — И. Кобзев)
  • Домовой (Л. Мерабов — М. Танич)
  • Дорогой длинною  (Б. Фомин — К. Подревский)
  • Дорогой человек (Е. Жарковский — В. Петров)
  • Дружба (В. Сидоров — А. Шмульян)
  • Дядя Ваня (М. Табачников — А. Галла)
  • До свидания, тихий Дон (русская народная песня)
  • Девушка, прощай! (С. Тартаковский — М. Исаковский)
  • Два Максима (С. Кац — В. Дыховичный)
  • До завтра (обр. Б. Мандруса — И. Берман)
  • Душа моя Маруся (Как за Камой, за рекой) (В. Соловьёв-Седой — В. Гусев) с Владимиром Коралли)
  • Домино (Ж. Феррори — Л. Давидович, В. Драгунский)
  • Две кукушечки (белорусская народная песня)
  • Если вам ночью не спится (А. Островский — С. Михалков)
  • Если вы были влюблены (З. Левина — С. Болотин, Т. Сикорская)
  • Ежовые рукавицы (О. Фельцман — О. Фадеева)
  • Если Волга разольется (И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач)
  • Живи (Л. Форре — Г. Шергова)
  • Женщина в борьбе за мир (муз. Н. Иллютович)
  • Забытый вальс (М. Табачников — Я. Зискинд)
  • Задушевная беседа (З. Левина — Л. Давидович, В. Драгунский)
  • Записка (Н. Бродский — П. Герман)
  • Зачем грустите, ивы? (А. Мажуков — В. Харитонов)
  • Звени, гитара (А. Рязанов — Н. Коваль)
  • Знаю, ты не придёшь (музыка и слова В. Левашова)
  • Звёзды на небе (В. Борисов — Е. Дитерихс)
  • И шуме, и гуде (украинская народная песня)
  • Испанская серенада (Малау)
  • Когда говорят кастаньеты (Б. Мандрус — С. Болотин и Т.Сикорская)
  • К другу (А. Островский — Н. Дунаев)
  • Камея (М. Феркельман — О. Фадеева)
  • Когда-нибудь (Л. Лядова — О. Милявский)
  • Красная Армия (Ю. Мейтус — Е. Брейтигам)
  • Красный мак (Ю. Мейтус — Е. Брейтигам)
  • Крутится, вертится (Т. Маркова — И. Кашежева)
  • Кто ты? (обр. Б. Мандруса — Б. Брянский)
  • Курносый (Б. Фомин — И. Финк)
  • Курьер за счастьем (Б. Фомин — Д. Долев, Ю. Данцигер)
  • Караваньеро (А. Берганский — Т. Сикорская)
  • Кастаньеты (Досталь — Я. Зискинд)
  • Колонна Октябрей (Ю. Мейтус — С. Тартаковский)
  • Лесная сказка (О. Фельцман — О. Фадеева)
  • Лирические припевки (Я. Рассин — С. Прокофьев, А. Прокофьев, А. Гевелинг)
  • Лодочка (Т. Маркова — Л. Давидович)
  • Лолита (А. Островский — И. Френкель)
  • Лунной тропой (А. Островский — Г. Регистан)
  • Любимая песенка (А. Цфасман — Н. Д. Лабковский)
  • Любовь и спорт (А. Владимирцов — А. Д’Актиль) с Владимиром Коралли
  • Левый марш (немецкая, на стихи В. Маяковского)
  • Лучинушка (старинная русская песня)
  • Малыш (З. Левина — О. Фадеева)
  • Мама (М. Табачников — Г. Гридов)
  • Минуты (А. Островский — Я. Зискинд)
  • Мой старый парк (А. Островский — В. Бахнов, Я. Костюковский)
  • Молчание (И. Дунаевский — М. Матусовский)
  • Морщинки (И. Лазовский — Я. Зискинд)
  • Московская ночь (М. Табачников — Я. Зискинд)
  • Моя тень (Опустилась ночь над Ленинградом) (Б. Тимофеев — А. Жерве, В. Крахт)
  • Мама, что произошло… (Б. Мандрус — С. Болотин)
  • Мальчик и скрипка (Б. Мандрус — Олицкий)
  • Московский клен (М. Табачников — Л. Давидович)
  • Марчелино (М. Двилянский — Мерлин)
  • Мудрый судья (обр. Сибирского — С. Болотин)
  • Морячка (Л. Бакалов — М. Исаковский)
  • Моя Родина (А. Хачатурян — Г. Гридов)
  • Мы все студенты (А. Островский — Л. Давидович, В. Драгунский)
  • Мы из Одессы моряки (Ю. Милютин — В. Гусев)
  • Мы оба молоды (П. Марсель, обр. М. Корика — М. Карелина)
  • Мы с тобою не дружили (Б. Мокроусов — М. Исаковский)
  • На далёком берегу (Б. Тимофеев — В. Крахт)
  • На санках (Жорж и Кэтти) (Ю. Мейтус — Е. Брейтигам)
  • Настанет день (Б. Фомин — П. Герман)
  • Начало и конец (А. Островский — О. Фадеева)
  • Наши милые мужчины (Л. Мирабов — О. Гаджикасимов)
  • Не жалею (Б. Фомин — П. Герман)
  • Не забудь (В. Сидоров — А. Уманский)
  • Не надо (Ю. Владимиров — Б. Брянский)
  • Не скрывай (Ю. Милютин — В. И. Лебедев-Кумач)
  • Не тревожь ты себя (В. Соловьев-Седой — М. Исаковский)
  • Не шути (обр. Б. Мандрус — Я. Зискинд)
  • Незабудка (А. Лепин — Ф. Лаубе)
  • Немножко о себе (Е. Жарковский — Д. Седых)
  • Неужели (Б. Мандрус — С. Болотин)
  • Ни да, ни нет (Б. Мандрус — Т. Сикорская и С. Болотин)
  • Нам двоим (Посмотри на меня повнимательней) (Т. Маркова — А. Ольгин)
  • Никогда (Д. Бицко — П. Герман)
  • Негритянская колыбельная (М. Портов — М. Фрадкин)
  • Нет, нет (испанская народная песня)
  • Нюра (И. Жак — И. Финк)
  • Одна (Т. Маркова — З. Петрова)
  • Ожидание (слова и музыка М. Фрадкина)
  • Окрыляющее слово (И. Дунаевский — Г. Рублёв)
  • О любви не говори (А. Владимирцов — Н. Лабковский)
  • Остановись (Л. Лядова — Г. Ходосов)
  • Отвори (испанская народная песня) (обр. Б. Мандрус — С. Болотин)
  • От края и до края (И. Дзержинский — Л. Дзержинский)
  • Отрада (старинная русская песня) (М. Шишкин — С. Рыскин)
  • О чём шептал мне старый сад (С. Туликов — М. Пляцковский)
  • Обещайте мне (З. Левина — Я. Зискинд)
  • Первая встреча (К. Альмаран — Ю. Цейтлин)
  • Партизаны (А. Гарис — В. Дыховичный)
  • Песенка для родителей (А. Н. Цфасман — Л. Визен)
  • Песенка о мужьях (М. Воловац — И. Финк)
  • Песня креолки (М. Феркельман — Н. Лабковский)
  • Песня московских студентов (А. Новиков — Л. Ошанин)
  • Песня о гордой девушке (А. Островский — Л. Ошанин)
  • Песня о звёздах («Звёзды» из кинофильма «Веселые звёзды») (И. Дунаевский — М. Матусовский)
  • Песня о Киеве (А. Соболев — К. Филиппова-Диодорова)
  • Песня о кирпичном заводе (Кирпичики) (В. Кручинин — П. Герман)
  • Песня о любви (На тот большак, на перекрёсток…) (Как на свете без любви прожить?) (из кинофильма «Простая история») (М. Фрадкин — Н. Доризо)
  • Песня о маленькой девочке (Верочка) (А. Лустиг — Б. Брянский)
  • Песня о старом друге (Б. Фиготин — И. Суслов, Ю. Бидерман)
  • Песня о юге (Я. Ф. Пригожий — Ю. Адамович)
  • Песня о юге (Е. Петерсбургский — А. Галла)
  • Песенка об отдыхе (Б. Мандрус — О. Фадеева)
  • Песня Рейчел (В. Мурадели — А. Коваленков)
  • Песня Тани из к/ф «На отдыхе» (И. Дзержинский — ?)
  • Песня французской девушки (Н. Иллютович — Л. Давидович)
  • Петь для России (Д. Ашкенази — П. Леонидов)
  • Письмо (Я. Рассин — М. Карелина)
  • Письмо матери (В. Липатов — С. Есенин)
  • Пиши, мой друг (М. Табачников, обр. И. Жака — Г. Эль-Регистан)
  • Плясовая (Г. Носов — А. Чуркин)
  • Поверь (О. Фельцман — Л. Некрасова)
  • Подъезд (А. Лепин — Ф. Лаубе)
  • Портрет (обр. Н. Минха — М. Орцеви)
  • Последний бой из киноэпопеи «Освобождение» (слова и музыка М. Ножкина)
  • Приходи на свидание (А. Островский — Н. Лабковский)
  • Приходи поскорей (Б. Фомин или А.Гаррис — И. Финк)
  • Простая девчонка (обр. Б. Мандрус — Т. Сикорская)
  • Простые мечты (Г. Изаксон или Г. Лаупарте — В. Драгунский)
  • Простые слова (Б. Фомин — И. Финк)
  • Прощальный луч (А. Цфасман — Н. Лабковский)
  • Попутчица (Н. Иллютович — И. Кобзев)
  • Парень с нашей улицы (А. Островский — О. Фадеева)
  • Парень заводской (М. Двилянский — Мерлин))
  • Песенка о Павлуше и Аглае (Б. Мандрус — А. Вентцель)
  • Песня о пилотах (О. Фельцман — Я. Хелемский)
  • Первый бал (Н. Иллютович — Л. Давидович)
  • Папиросница и матрос (Ю. Мейтус — Е. Брейтигам)
  • Памятный день (Б. Тимофеев — В. Крахт)
  • Петлицы голубые (И. Финк — Г. Гридов)
  • Песня о Ленинграде (А. Лепин — П. Шубин)
  • Прощай, мечта (обр. Б. Мандруса — С. Болотин)
  • Подружка (В. Ставрацкий — В. Крахт)
  • Платье (Ю. Милютин — В. Крахт)
  • Поет гармонь за Вологдой (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов)
  • Письмо матери (И. Дунаевский — Г. Рублёв)
  • Прощальная комсомольская (Братья Покрасс — М. Исаковский)
  • Размышление (С. Каминский — В. Бут)
  • Распрягайте, хлопцы, коней (украинская народная песня)
  • Рассеянная (Л. Поляковский — С. Фогельсон)
  • Расскажите-ка, ребята (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов)
  • Родные просторы (Э. Хинкис — О. Фадеева)
  • Роман с квасом (А. Владимирцов — А. Ставроцкий) с Владимиром Коралли
  • Россия (В. Соловьев-Седой — В. Дыховичный)
  • Руки (И. Жак — В. Лебедев-Кумач)
  • Русая головка (А. Цфасман — В. Драгунский или Л. Давидович)
  • Разноцветная песенка (Н. Иллютович — П. Герман)
  • Розита (М. Блантер — П. Герман)
  • Рохеле (С. Жак)
  • Свадьба (Е. Овчинников — О. Добржанская)
  • Сердечная песня (Л. Лядова — Г. Ходосов)
  • Сибирский вечер (М. Фрадкин — Н. Грибачёв)
  • Силуэт (Ю. Мейтус — Е. Брейтигам)
  • Синеглазка (Р. Хозак — Е. Агранович)
  • Синий платочек  (Е. Петерсбургский — Я. М. Галицкий, М. А. Максимов)
  • Сколько вам лет (Р. Брановская — О. Фадеева)
  • Сколько мне лет? (К. Д. Акимов — К. Филиппова-Диодорова)
  • Сочи (М. Табачников — А.Галла, М. Шварцберг)
  • Срочный поцелуй (А. Островский — Ю. Цейтлин)
  • Старая сказка (Г. Крейтнер — П. Бернацкий)
  • Старинное танго (А. Мажуков — М. Пляцковский)
  • Старые письма (Е. Розенфельд — В. Крахт)
  • Старый вальс (Б. Фиготин — Ю. Соснин)
  • Старый друг (Л. Бакалов — М. Шехтер)
  • Студенческая застольная (А. Островский — О. Фадеева)
  • Студенческая прощальная (Л. Поляковский — О. Милявский)
  • Счастливого пути (З. Левина — Г. Рублёв)
  • Сыновья (Б. Фомин — И. Финк)
  • Сядем рядом у окна (?)
  • Снежинка (старинный романс)
  • Старинная песня о черте и его дочерях (Г. Крейтнер — П. Бернацкий)
  • Снился мне сад (старинный романс)
  • Садовое кольцо (Б. Фомин — Н. Коваль)
  • Солдатская вдова (М. Фрадкин — М. Матусовский)
  • Слезы и берёзы (М. Феркельман — Эльпорт)
  • Семь часов (М. Табачников — Я. Зискинд)
  • Сам не знаешь (М. Фрадкин — М. Матусовский)
  • Старинный вальс (Я разлюбила Вас) (З. Левина — Л. Глазкова)
  • Снегопад (Б. Мандрус — Г. Шергова)
  • Саша (Б. Фомин — П. Герман)
  • Сын (Колыбельная) (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов)
  • Связка нот (С. Кац — П. Герман)
  • Так повелось (М. Фрадкин — П. Леонидов)
  • Тарантелла (обр. Б. Мандрус — Г. Шергова)
  • Телефонный разговор (Л. Лядова — О. Милявский)
  • Тёмно-вишнёвая шаль (слова и музыка неизвестного автора, обр. Я. Рассина)
  • Товарищ гитара (Э. Колмановский — Е. Евтушенко)
  • Точно (М. Табачников — С. Болотин)
  • Три вальса (А. Цфасман — Л. Давидович, В. Драгунский)
  • Ты придёшь (Д. Ашкенази — М. Ножкин)
  • Твои глаза (Д. Тер-Татевосян — Б. Брянский)
  • Тем, кто влюблён (Т. Маркова — Б. Брянский)
  • Тачанка (К. Листов — М. Рудерман)
  • Только ты (Л. Фишман — В. Масс и М. Червинский)
  • Уличный певец (обр. Б. Мандрус — Ю. Цейтлин)
  • Улыбнись (А. Островский — Б. Брянский)
  • У микрофона (И. Жак — Барбарова)
  • У полустанка (Е. Жарковский — А. Поперечный)
  • Упрямый медведь (Б. Фомин — Б. Тимофеев)
  • Уличная певица (обр. Б. Мандруса — Т. Сикорская и С. Болотин)
  • Фраскита (арагонская хота, обр. Б. Мандрус — С. Болотин, Т. Сикорская)
  • Физ — культ — ура! (В. Кручинин — О. Осенин)
  • Часы (музыка и слова А. Волкова)
  • Челита (обр. М. Феркельман — Н. Лабковский)
  • Черноморская песня (Н. Богословский — С. Михалков)
  • Чилийская песня (Чилийская — р. т. С. Болотин)
  • Что такое любовь (А. Долуханян — М. Лисянский)
  • Шахта № 3 (В. Кручинин — П. Герман)
  • Шёл солдат из далёкого края (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов)
  • Шелковый шнурок (старинный романс)
  • Школьный вальс  (И. Дунаевский — М. Матусовский)
  • Это слишком мало (И. Петрова — Я. Рассин)
  • Ягода (В. Соловьев-Седой — В. Винников)
  • Я спешу, извините меня (Я. Френкель — К. Ваншенкин)
  • Я тебя найду (М. Фрадкин — Л. Ошанин)

Фильмография:

  • 1933 — Кто твой друг — Вера
  • 1936 — На отдыхе — озвучание — исполнение песни «Не звала его я, не искала…»  (роль Т. Гурецкой — лётчица Маруся)
  • 1941 — Дочь моряка — исполнение за кадром песни «Мы из Одессы моряки»
  • 1942 — Концерт фронту — исполнение песни «Синий платочек»
  • 1954 — Весёлые звёзды — исполнение песен «Молчание» и «Звёзды милой Родины»
  • 1962 — Голубой огонёк  (телепередача)  — исполнение песни «Посмотри на меня повнимательней»
  • 1975 — Военные сороковые (фильм-спектакль)
  • 1983 — Я возвращаю ваш портрет (документальный, автор сценария и режиссёр В. Виноградов)
  • 1983 — Вас приглашает Клавдия Шульженко (документальный, автор сценария Г. Скороходов, режиссёр С. Журавлёв)

Архивные кадры:

  • 2006 — Три вальса (документальный)
  • 2006 — Клавдия Шульженко (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)

Память:

  • На родине в Харькове установлен бюст певицы.
  • Мемориальная доска установлена на доме 22, корпус 2 по улице Спиридоновка  (бывшей Алексея Толстого) в Москве, где певица жила с 1948 по 1962 год.
  • Установлены мемориальные доски в Харькове: на доме на ул. Владимирской, где жила певица, на Доме культуры (ранее Харьковского электромеханического завода), где она выступала, на здании Харьковской детской музыкальной школы № 12, которая носит имя К. И. Шульженко.
  • В Харькове оформлены муралы на домах, посвященные К. И. Шульженко.
  • 26 мая 1996 года в Харькове по адресу пер. Байкальский, 1 открылся городской Музей знаменитых харьковчан имени К. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежавшие ей.
  • На финальном концерте «Песня года» вручается «Премия имени Клавдии Шульженко».
  • Именем Клавдии Шульженко названы улицы в Харькове и Люботине Харьковской области.
  • В Харькове периодически проводится Международный фестиваль эстрадной песни им. К. И. Шульженко.
  • В Москве на Площади Звёзд Эстрады была установлена звезда Клавдии Ивановны Шульженко.
  • В честь певицы назван астероид 4787 «Шульженко».
  • К 100-летию К. Шульженко Саратовский джаз-оркестр Ретро подготовил программу по подлинным партитурам оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица. В 2006 году эти песни вновь прозвучали на сцене Колонного зала Дома Союзов в Москве.
  • 9 мая 2014 года состоялась премьера спектакля о жизни и творчестве певицы «Клавдия Шульженко. Старинный вальс» в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки  (в главной роли Ольга Когут).
  • 24 марта 2016 года в день 110-летия со дня рождения Шульженко интернет-портал Google посвятил певице Doodle.
  • В честь К. Шульженко в 2018 году Анатолий Журавлёв поставил спектакль-концерт «Клава», в котором «мужские» песни исполнял он сам, а женские — Полина Журавлёва.
  • В начале августа 2019 года в Харькове в Саду им. Т. Шевченко была установлена скульптурная композиция с фигурами К. Шульженко и И. Дунаевского (автор Катиб Мамедов).

Как же нам не восхититься этой прекрасной женщиной, её дивным даром, отданным без остатка людям!