ruen
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Кафедра «Теоретическая механика и механика машин»

История кафедры ТМиММ

С 23 января 1942 года ведет отсчет своей истории Алтайский государственный технический университет, созданный на базе эвакуированного в г. Барнаул Запорожского машиностроительного института. И в числе первых двенадцати кафедр нового института была кафедра механики, организованная в июне 1942 года.

Первоначально кафедра вела 3 дисциплины: теоретическую механику, теорию механизмов и машин и гидравлику.

В числе ее первых сотрудников были преподаватель Юлия Александровна Бабушкина, старший лаборант Евгений Григорьевич Головня, лаборант Ксения Петровна Максимова, а возглавил кафедру кандидат технических наук, доцент Виталий Филиппович Соляник.

Виталий Филиппович Соляник внес выдающийся вклад в дело становления и разви-тия кафедры механики, возглавляя ее свыше 30 лет (с июня 1942 по январь 1973 года).

Родился он 2 июня 1907 года в семье рабочего. В 1930 г. закончил Запорожский машиностроительный институт и был направлен на работу инженером-технологом на завод «Коммунар». В этом же году был приглашен на работу по совместительству в Запорожский машиностроительный институт на кафедру математики и механики. С этого времени вся его жизнь связана неразрывно с преподавательской деятельностью.

В 1936 он оканчивает аспирантуру при МВТУ имени Баумана и защищает кандидат-скую диссертацию. В эти годы – работа ассистентом кафедры теоретической механики МВТУ им. Баумана, старшим инженером динамической лаборатории ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского.

С сентября 1937 года – заведующий кафедрой физико-математических дисциплин Запорожского машиностроительного института.

Это лишь краткие строки биографии. А за ними — человек большого трудолюбия, глубоких знаний, великолепный педагог.    

Свыше 40 лет проработал Виталий Филиппович в нашем институте, из них более 30 – заведующим кафедрой механики. За этот период он сделал очень много и для науки, и для подготовки инженерных кадров и кадров преподавателей кафедры.

В области науки В.Ф. Соляник работал по двум научным направлениям:

  1. Интегральная аппроксимация функций (полученные результаты отмечены в сборнике «Математика в СССР за 50 лет»).
  2. Электрическая теория метеорных явлений. Опираясь на эту теорию, он провел анализ Тунгусской катастрофы 1908 года и расчетным путем получил все параметры, хорошо согласующиеся  с фактическими данными.

Велика заслуга В.Ф. Соляника в создании работоспособного, дружного коллектива кафедры.

В 50-х годах в связи с увеличением контингента студентов остро встал вопрос о кадрах преподавателей. Рассчитывать на приход по конкурсу преподавателей со степенями и званиями со стороны было нереально.

Коллектив кафедры создавался в основном из наиболее способных выпускников института.

Так пришли на кафедру в 1952 году Бабенышев Леонид Федорович, Каплинский Евгений Матвеевич, Каплинская Галина Павловна, а позднее – Быков Александр Евсеевич, Бондарев Василий Васильевич, Закабунин Владимир Иванович, Волкова Ирина Петровна, Соболева Тамара Николаевна, Закабунина Светлана Петровна, Пашкова Тамара Павловна, Шамов Юрий Александрович, Ворона Юрий Степанович, Федякин Виктор Андреевич, Чепрасов Дмитрий Петрович, Гурьев Евгений Александрович и другие.

Большинство из них всю свою трудовую жизнь связали с кафедрой механики или с другими кафедрами института, стали кандидатами наук, доцентами, профессорами.

Удачно вписались в коллектив кафедры и выпускники других вузов страны. Это Гейм Юрий Андреевич – выпускник Барнаульского педагогического института, Дидковский Владимир Николаевич – выпускник Томского государственного университета, Швецова Наталья Алексеевна – выпускница Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, Сулиманова Светлана Витальевна – выпускница Ленинградского политехнического института.

С увеличением количества преподавателей, работающих на кафедре, остро встал во-прос о повышении их квалификации и прежде всего о подготовке преподавателей с учеными степенями и званиями.

В 1963 году на кафедре под руководством В.Ф. Соляника была открыта аспирантура, которую успешно закончил Закабунин В.И., защитив кандидатскую диссертацию в Томском политехническом институте. Однако экспериментальная база кафедры для научной работы оставалась явно недостаточной. Поэтому многие преподаватели кафедры обучались в аспи-рантуре на других кафедрах института и в других вузах.

Успешно завершили обучение в аспирантуре с защитой кандидатских диссертаций Каплинский Е.М., Федякин В.А., Волкова И.П., Ворона Ю.С., Дидковский В.Н., Кофанов С. П., Варкентин А. П., Поддубный В. И.

По конкурсу пришли работать на кафедру Мусинский Н.А., Тулинов А.А., Михайловский А.И., которые за относительно небольшое время работы на кафедре внесли заметный вклад в организацию учебного процесса.

В 1972 году кафедру возглавил к.т.н., доцент Бондарев В.В., который во многом продолжил добрые традиции кафедры, заложенные ее первым заведующим. Это, прежде всего, организация на высоком уровне учебно-воспитательной работы со студентами. Это и понятно. Ведь кафедра работает в основном со студентами 1−2 курсов,  которые еще учатся учиться и нуждаются в особом внимании.

В этом плане немало было сделано по подготовке учебно-методических разработок по всем основным разделам курсов «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», по разработке курсовых работ и проектов с элементами исследований.

Самоотверженно, с полной отдачей сил работали кураторы академических групп, о которых с большой теплотой вспоминают выпускники нашего вуза. Это — Закабунина С.П., Пашкова Т.П., Швецова Н.А., Соболева Т.Н.   

Много сил по привлечению студентов к исследовательской работе, по организации, ставших уже традиционными, олимпиад по теоретической механике вложил к.ф-м.н., доцент Дидковский В.Н.

В это же время многие преподаватели кафедры в содружестве с коллективами других кафедр плодотворно участвуют в научно-исследовательской работе по тематике кафедр «Двигатели внутреннего сгорания», «Автомобили и тракторы», «Машины и аппараты пищевых производств» и некоторых других.

В 1978 году в Алтайский политехнический институт из Ростова был приглашен видный специалист в области сельскохозяйственных машин д.т.н., профессор Гячев Леонид Викторович.

С его приездом кафедра механики разделилась на две кафедры:

  • кафедру «Теоретическая механика», которую возглавил Л.В. Гячев, и
  • кафедру «Теория механизмов и машин», которую возглавила к.т.н., доцент Гячева Вера Николаевна.

Л.В. Гячев внес новую струю в деятельность кафедры, усилив научную составляющую в работе преподавателей. Будучи глубоко увлеченным научными исследованиями, он привлек к этой деятельности и других преподавателей. С его приходом на кафедре открылась аспирантура. Под руководством Л.В. Гячева успешно завершили работу над кандидатскими диссертациями Гейм Ю.А., Кулаков В.С., Величко А.В., Бизяев С.Н., Трухина В.Д. За время работы в АПИ Л.В. Гячев опубликовал 3 серьезных учебных пособия: «Основы теории бункеров и силосов», «Колебания и устойчивость движения машинно-тракторных агрегатов и автопоездов», «Основы теории и расчета лемешно-отвальных поверхностей».

Достаточно плодотворной была деятельность в этот период и заведующей кафедрой теории механизмов и машин Гячевой В.Н., опубликовавшей 17 научных работ, получившей 7 авторский свидетельств и защитившей докторскую диссертацию.

В это же время сформировались основные научные направления деятельности кафедр теоретической механики и теории механизмов и машин:

  • динамика сельскохозяйственных машин, машинно-тракторных агрегатов и автопоездов;
  • методы синтеза оптимальных механических систем;
  • механика сыпучих материалов;
  • научно-методическое обеспечение содержания учебного процесса.

Высокая квалификация преподавателей кафедры позволила некоторым из них успешно пройти достаточно жесткий конкурс отбора для преподавательской работы за рубежом и успешно представлять там советскую высшую школу.

В.В. Бондарев работал в АНДР и в Бурунди, Федякин В.А. – в Гвинее и в Бурунди, Закабунин В.И. и Закабунина С.П. – в Алжире. Вернувшись из загранкомандировки, они старались внедрить новые технологии обучения в практику работы кафедры и вуза. Так, С.П. Закабунина была одним из инициаторов внедрения в АПИ рейтинговой системы оценки знаний студентов и современных методов тестирования. Итоговое тестирование студентов в письменной форме по курсу «Теория механизмов» практикуется с 1990 года.

С 1988 года кафедру теоретической механики последовательно возглавляли Ю.А. Гейм, А.П. Скляров, В.И. Поддубный.

Кафедру теории механизмов и машин с 1989 года возглавляет к.т.н., профессор Закабунин В.И.

В 1999 году, как бы подтверждая ход развития истории по спирали, кафедры теоретической механики и теории механизмов и машин вновь объединяются под названием: кафедра «Теоретическая механика и механика машин». Возглавил кафедру ее ветеран В.И. Закабунин.

На кафедре ведется постоянная работа по обновлению педагогических кадров, как за счет привлечения преподавателей из других вузов и организаций, так и за счет подготовки научно-педагогических кадров из числа выпускников АлтГТУ.

Из числа преподавателей, перешедших на кафедру ТМиММ из других вузов и кафедр, следует отметить кандидатов технических наук, доцентов Андросова А. П., Быкова В. А., Черепенина Ю. М., к.ф.-м.н., доцента Курильскую Н. Ф., ст. преподавателя Щербакова В. М.

Стали кандидатами наук и успешно занимаются преподавательской работой на кафедре к.ф.-м.н., доцент Дубов Е.А., к.т.н. доцент Бондарь Е.Б.

Защитил кандидатскую диссертацию ст. преподаватель Черданцев П.О.

Защитил докторскую диссертацию профессор кафедры Поддубный В.И.

Завершают работу над диссертациями доценты кафедры Мухопад К.А. и Щербаков В.М.

Что сегодня представляет из себя кафедра ТМ и ММ?

Это 12 преподавателей (по штатному расписанию); 2 дисплейных класса, используемых для выполнения курсовых проектов и работ, контроля текущих знаний студентов, научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.

Это появление новых научных направлений под руководством доктора наук Баранова М.А. и Поддубного В.И.: «Энергетика и конфигурация дефектов низкосимметричных упорядоченных сверхструктур», «Исследование управляемости и устойчивости движения колесных машин» и  открытие аспирантуры по этим направлениям.

Это порядка 40 работ в год, публикуемых преподавателями кафедры, участие преподавателей в научных работах разного уровня, в том числе и в федеральных, таких как «Интеграция», «Наука о рисках», «Старт», Российского фонда фундаментальных исследований. Это постоянное стремление к внедрению в учебный процесс современных технологий обучения и стремление обучать на высоком уровне наших студентов таким фундаментальным дисциплинам как теоретическая механика и механика машин.

Это и бережное отношение к добрым традициям кафедры, заложенным ее первым руководителем Соляником В.Ф. и ее ветеранами и, прежде всего, ветеранами войны Бабенышевым Леонидом Федоровичем, Быковым Александром Евсеевичем, а также многими другими, как прекратившими свою трудовую деятельность, так и продолжающими успешно трудиться.