ruen
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
Заседание философско — дискуссионного клуба «Зеркало» в ЦК ГФ

Заседание философско — дискуссионного клуба «Зеркало» в ЦК ГФ

21.11.2018 17:11

21 ноября 2018 года в Центре культуры Гуманитарного факультета состоялось заседание философско — дискуссионного клуба «Зеркало по теме «Истоки человеческой агрессии». С докладом выступил студент группы ПИ -72 Вишник Тарас Сергеевич. Сообщение  Тараса базировалось на теории агрессии Конрада Лоренца.

Австрийский биолог и этолог Конрад Лоренц (1903 – 1989)  занимался изучением природы инстинктов и агрессии. В 1973 г. стал лауреатом Нобелевской премии за достижения в области медицины и физиологии. Особенности поведения человека Лоренц объяснял биологической составляющей его организма и стал одним из основоположников этологии. Его теория агрессии, во многом объясняющая конфликтность человека, представлена в его книгах «Так называемое зло: о природе агрессии» (1963), «Оборотная сторона зеркала: опыт естественной истории человеческого познания» (1973), «Восемь грехов современного человечества».

Изучая поведение животных, Лоренц переносил полученные данные на человеческий организм. Он был сторонником эволюционного развития, поэтому полагал, что, как и животные, человек с помощью инстинкта борьбы за выживание добивается своего более высокого положения по сравнению с другими. Лоренц выделяет три функции, которые выполняет врожденный инстинкт выживания в борьбе:

1)  распределение групп людей по различным отдаленным друг от друга территориям;

2)  агрессия, составляющая основу в борьбе за выживание, влияет на генетические изменения – выживают только более сильные и агрессивные представители рода;

3)  сила организма и природная агрессия позволяют оберегать потомство, гарантируя его выживание.

В этологии агрессия характеризуется не просто борьбой, а наличием злобы, ярости и не может характеризоваться критериями справедливости/несправедливости. Лоренц был убежден, что в любом живом организме агрессия имеет свойства накопления, генерации и неуправляемого выхода. Чем больше накапливается агрессии, тем легче спровоцировать ее выплеск. В более сплоченных коллективах, где люди обладают знаниями друг о друге и привносят эмоции в отношения, агрессия наиболее естественна и быстрее проявляется. При этом агрессия несет в себе позитивные последствия, так как способствует сохранению и эволюции рода или вида биологического организма.

Теория агрессии объясняет существующее насилие в мире человеческого общества, подчеркивая доминирование внутривидовой агрессии у животного и человека. Агрессии невозможно избежать, так как она является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. Смена деятельности или переориентация интересов человека выполняет регулирующую функцию для агрессии. Также успешными приемами в снижении агрессии в обществе обладают культура, традиции, ритуалы.

На протяжении полутора часов клубмэны бурно дебатировали, горячо обсуждая  каждый  тезис  доклада. Докладчику было задано множество вопросов, на которые последовали обоснованные и глубокие ответы. Участники «философских встреч» в Центре культуры под руководством кандидата философских наук, доцента кафедры ФиС  Сергея Фёдоровича Васильева в очередной раз продемонстрировали обширную эрудицию, социальную зрелость и умение дискутировать  без агрессии.

Евгения Цепенникова