ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям

Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям

05.05.2020 20:45

25 сентября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения советского кинорежиссера, актера, обладателя «Оскара» Сергея Бондарчука. Он снискал славу одного из лучших кинематографических баталистов, мастерски сняв сцены с многотысячной массовкой в «Войне и мир», «Ватерлоо». На счету режиссера такие киношедевры, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Тихий Дон». 

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области (сегодня Херсонская область, Украина) в обеспеченной семье председателя колхоза (потомка запорожских казаков, осевшего на Херсонщине) . После рождения второго ребенка семья переехала в Таганрог, затем в Ейск. Бондарчук хорошо учился, участвовал в художественной самодеятельности и с детства мечтал стать артистом. Однако отец будущего режиссера настаивал, чтобы после окончания школы сын пошел учиться на инженера. После ссоры с отцом Сергей Бондарчук уехал в Москву, но, испугавшись, не стал подавать документы в театральный институт. Не желая возвращаться домой, Бондарчук уехал в Ростов-на-Дону, где поступил в театральное училище.

В 1941 году Сергея Бондарчука призвали в армию. После года службы в театре Красной армии в Грозном, он был призван на фронт, он воевал под Грозным, Армавиром, Моздоком. Сергей Фёдорович прошел всю войну солдатом, был награждён орденом Отечественной войны II степени. Супруга мастера Ирина Скобцева, вспоминает, что во время войны её мужа особо потряс один случай: «Была страшная фугасная атака на Грозный. Казалось, что земля горит и железо плавится. Стоял жуткий запах горелого человеческого мяса. Сергей укрылся в окопе, который в любое мгновение мог стать его могилой. Неожиданно к краю окопа подошла собака, опалённая, в язвах, с перебитым хвостом. «Сейчас точно набросится», — решил он. Они встретились глазами и долго-долго смотрели друг на друга. Взгляд этой собаки, полный ужаса, Сергей Фёдорович запомнил на всю жизнь». Позже в одной из сцен «Войны и мира» он снял глаза волка, который также смотрел на людей как на чудовищ.

  Демобилизовался  он только в 1946 году. Война наложила отпечаток на его творчество и дальнейшую жизнь. По возвращении с фронта, Бондарчук окончил ВГИК. Тогда он не думал о режиссерской карьере. В 1948 году он снялся в первой картине — «Молодая гвардия». В 1950 году Бондарчук сыграл в фильме «Кавалер Золотой Звезды», а через год — в картине «Тарас Шевченко». Лента была настолько успешна, что понравилась даже Сталину. В 32 года Бондарчук стал самым молодым актером, удостоившимся звания Народного артиста СССР. Незаурядный талант Бондарчука как актера во всей полноте раскрылся в фильме «Отелло» (1955). Картина понравилась как советскому, так и международному зрителю, а также показывалась на международных фестивалях.

Сергей Бондарчук был женат трижды. Первый раз — еще до войны, однако брак оказался неудачным. Во второй раз актер женился в 1948 году на актрисе Инне Макаровой и через два года у них родилась дочь Наталья. Третьей избранницей Бондарчука стала актриса Ирина Скобцева, с которой он познакомился еще будучи женатым на предыдущей супруге. В браке у них родились дочка Алена и сын Федор.

 Вспоминает И.Скобцева:«С Сережей мы познакомились, когда он был уже народным артистом, а я еще училась на третьем курсе, — продолжает Скобцева. — Однажды после проб на Киностудии имени Горького я стояла на троллейбусной остановке, как вдруг ко мне подошел Бондарчук с ассистенткой, нашей общей знакомой. Он ехал на свой спектакль, а я домой. Всю дорогу переживала, что он думает, будто я за ним увязалась. Только подъехали к театру, я закричала «Вот мой дом!" и кинулась бежать. Чуть под колеса не попала.

Позже мы встречались несколько раз случайно на студиях, но полюбили друг друга спустя пару лет на съемках фильма «Отелло», где играли главные роли (потом он шутил: «Сначала задушил, потом женился…"). Сережа к тому времени состоял во втором браке, и мы прошли с ним немало испытаний, прежде чем пожениться. Когда Сергей Федорович делал мне предложение, он поставил условие: мы не должны ни на минуту расставаться. Еще заметил, как бы в шутку, что оставляет за собой право три дня молчать и возможность проспать 56 часов подряд. Позже, когда между напряженнейшими графиками съемок возникал перерыв в несколько дней, он примерно по столько времени и спал: только сон мог снять нечеловеческое напряжение, в котором Сергей Федорович постоянно находился.

В какой-то момент Бондарчук почувствовал, что ему уже тесно в рамках актерской профессии. Тогда он решил снять свой первый фильм «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. Съемки заняли всего 74 дня, и ни одного кадра не ушло в корзину. Фильм «Судьба человека» в 1959 году получил главный приз ММКФ. Бондарчук снова станет триумфатором фестиваля в 1965 году с киноэпопеей «Война и мир». Бондарчук выступил в картине не только в качестве режиссера. Сам он исполнил роль Пьера Безухова, а его жена сыграла Элен. После того, как первая часть фильма была показана на Московском кинофестивале, Бондарчук был признан живым классиком и мастером постановки военных баталий. Тот факт, что в картине участвовали 120 тыс. статистов, позволило внести фильм в Книгу Рекордов Гиннеса.

Премьера фильма «Война и мир» прошла и за границей. А в 1969 году получила «Оскар» как Лучший фильм на иностранном языке. Над своей главной картиной «Война и мир» Бондарчук работал семь лет. Несмотря на то, что он был одним из немногих режиссеров, кому разрешали снимать и сниматься за железным занавесом, съемки были непростыми.

 Вспоминает Ирина Скобцева: « К работе над «Войной и миром» Сергей Федорович приступил, когда ему было 40. Этот фильм обошелся ему очень дорого. Съемки были в самом разгаре, когда внезапно Министерство культуры СССР остановило работы и приказало срочно готовить первую серию для показа на Международном кинофестивале в Москве, Сергей был в шоке — успеть в срок было нереально. Но он почти успел. Когда работа над «фестивальной» серией уже двигалась к концу, у него случились спазмы сердечных и головных сосудов. Он зашел в буфет, взял стакан кефира и потерял сознание. На четыре минуты у Сережи остановилось сердце. Клиническая смерть. О случившемся я узнала только вечером, когда муж был уже в больнице. В тот день у меня было тревожное предчувствие. Я очень нервничала, ждала его. Когда мне сообщили, примчалась в больницу и прорыдала всю ночь — я же ему обещала ни на минуту не расставаться… Я до сих пор поражаюсь тому, как у Сергея Федоровича хватило моральных и физических сил поднять такую глыбу, как «Война и мир». Четыре года он держал в голове каждую деталь фильма. У нас дома стоит 90 томов старого издания Толстого, и каждая страница исчеркана заметками Сергея. За 37 лет супружества я лишь однажды видела на глазах мужа слезы, это было как раз на площадке «Войны и мира». Сняли большую панорамную сцену — «Отступление». Материал отправили в лабораторию на проявку. И вот приходит ответ — «пленка бракованная». От отчаяния у Сергея Федоровича навернулись слезы. К сожалению, снимали на отечественную экспериментальную пленку. В быту Боня, как я его часто называла дома, был очень трогательным, милым человеком. Никогда не слышала от него фраз: «Этого я не ем, это не люблю…" Недавно открыла рабочий портфель мужа, к которому до этого не прикасалась, и обнаружила рабочий вариант сценария «Тихого Дона». На обложке карандашом написан рецепт казацких битков. Боня часто так делал, для меня собирал.»

Свой последний фильм «Тихий Дон» Бондарчук так и не успел закончить. Когда работа уже двигалась к концу, итальянский продюсер был объявлен банкротом, картина арестована, и 460 коробок с пленкой осели в банке итальянской студии. До последних дней Бондарчук ждал, что ситуация вот-вот разрешится. Непонятные международные интриги вокруг «Тихого Дона» ускорили смерть режиссера. Последний год жизни он почти не говорил о работе. Лишь однажды взял жену за руку со словами: «Ира, верни картину…" Более десяти лет длилась эпопея по возвращению картины в Россию. Вопрос наконец решился. В год 85-летия великого режиссера материалы его последнего фильма вернулись на Родину. Благосклонность власти дала Бондарчуку возможность сниматься у иностранных режиссеров. В 1959 году вышел фильм «Битва при Неретве» югославского режиссера Велько Булайича. Спустя год Бондарчук снялся в картине Роберто Росселлини «В Риме была ночь».

В 1975 году вышел фильм Бондарчука «Они сражались за Родину». В картине не было свойственных режиссеру помпезных сцен войны. Она была показана скорее как драма, полная человеческих историй и переживаний. Фильм получил приз на фестивале в Карловых Варах.

За фильмом «Они сражались за Родину» последовала экранизация повести Чехова «Степь». Идея экранизации «Тихого Дона» возникла у Сергея Бондарчука в середине 1980-х — в неподходящий момент, когда на волне перестроечных разоблачений старое руководство Союза кинематографистов СССР (и Бондарчука в том числе) обвиняли во всяческих злоупотреблениях, а роман-эпопея самого советского из наших нобелевских лауреатов Михаила Шолохова не казался особенно актуальным.

Помочь режиссеру в осуществлении замысла вызвался итальянский продюсер Энцо Рисполи, предложивший для начала снять телесериал, а затем сделать из него фильм. Сериал с западными актерами в главных ролях (Рупертом Эвереттом, Дельфин Форест, Ф. Мюрреем Абрахамом и Беном Газзарой) снимался на Дону в самом начале 1990-х, но, когда материал был почти готов (отснято 160 тыс. метров пленки), продюсер объявил о своем банкротстве, а фильм за долги арестовал банк Nazionale del Lavoro.

Съемки фильма «Тихий Дон» российского режиссера Сергея Бондарчука и итальянского продюсера Энцо Рисполи на киностудии «Мосфильм» в 1989−1992 годах обошлись, по разным оценкам, в сумму от $10 млн до $45 млн. Сам Бондарчук, по словам Рисполи, получил гонорар в $700 тыс., «Мосфильм» заработал $1,6 млн. 12 декабря 2005 года гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст объявил о покупке оригиналов пленок и прав на показ восьмисерийной телеверсии «Тихого Дона» в России у банка Nazionale del Lavoro. Фильм показали только в 2006 году.

Сергей Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве от инфаркта миокарда. Ему было 74 года. За всю свою жизнь актер и режиссер стал обладателем более 30 различных наград.

В заключение хочется привести слова этого  гениального актёра и режиссера, в которых, как в зеркале, отражается вся его жизнь и принципы творчества: «Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Если это хлеб, то художник в кино должен служить добру и людям».