ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
Юбилеи бывают разные.

Юбилеи бывают разные.

06.05.2020 23:27

22 июня 2020 года исполнится 80 лет плакату «Родина-мать зовет!» — самому известному агитационному  плакату Великой Отечественной войны.  Плакат написан в самом начале войны, буквально через несколько дней после вторжения немецких войск. В те дни вообще было создано множество агиток, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом.

Однако, именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым! Потомственный грузинский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор – был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». 22 июня он работал над очередным произведением. Но тут в комнату вбежала его жена Тамара: «Война! Война!» Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой по уличному репродуктору доносились сообщения Совинформбюро… Этот жест и вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» – попросил он жену и тут же принялся делать наброски.

Из воспоминаний сына художника:" К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее.

Отец с мамой были очень скромными людьми… Мама, например, могла одеваться в Париже, но имела весьма скромный гардероб. Отец был лауреатом четырех Сталинских премий всех возможных степеней — в 1941, 1948, 1949 и 1951 годах. В 51-м он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР». По воспоминаниям сына художника – Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать». Подчеркнул – значит, запали в душу. Запали – значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!

Уже к концу месяца плакат был готов и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали повсюду – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах … Идея была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах гимнастерок рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.

А если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой… Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиковОбраз Родины-матери связан с образом России-Матушки, глубоко укоренившемуся в сознании русского народа. Этот глубинный «социо-культурный код» использовался во время Первой мировой и Гражданской войн, когда столь же трепетно защитники Отечества относились к иконке Божьей Матери.

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат «Ты записался добровольцем?» (Дмитрий Моор, 1920), американский плакат «I want you for U.S. Army» (Джеймс Флагг, 1917), а также французская картина «Свобода, ведущая народ» (Эжен Делакруа, 1830), где автор изобразил национальный символ Франции — Марианну.

 «Портрет жены художника» – достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных – нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных, кокетливых и игривых…

 Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю. Советский художник Ираклий Тоидзе – грузин по происхождению – был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней весьма почтительно: Тамара Федоровна.

Исследователи расходятся и в трактовке композиции плаката. Некоторые из них считают, что приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери – характерный жест эмоциональных женщин-грузинок. Он означает «все сюда!», «ко мне, за мной!» и, возможно, был перенят у них и Тамарой Федоровной. 

В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов. Позади женщины видны множество штыков, что символизирует мощную силу, стоящую за спиной всей страны. Плакат возымел свою силу: для множества призывников плакат стал дополнительным стимулом, и они старались как можно быстрее записаться в добровольцы для отправки на фронт.
Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.

Ираклий Тоидзе создал в годы войны еще ряд агитационных плакатов. На одном из них он изобразил женщину с ребенком на руках, образы которых были списаны с жены Тамары и сына Сандро. Плакат назывался «За Родину-мать!». 
Но на этом история образа Родины -  матери не закончилась, еще раз художник обратился к нему в 1959 году в связи с началом эры освоения космоса. Плакат называется «Во имя мира», 1959 г. Она опять призывает к миру, только теперь в просторах космоса, услышат ли его люди и поймут покажет время, пока же милитаризация космоса продолжается

После войны художник Ираклий Тоидзе для различных музеев сделал еще десять авторских повторений плаката, оригинал же хранится в Третьяковской галерее. Для некоторых плакат стал образцом советской военной пропаганды,  для других — символом Родины, которую нужно отстоять и защитить.