ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
«Бензин кончился, летим на самолюбии…"

«Бензин кончился, летим на самолюбии…"

21.05.2020 23:18

Так говаривал Николай Николаевич Ерёменко (старший), попадая в передряги, которых случалось в его жизни немало!

Николай Ерёменко родился 17 июня 1926 года в Новосибирске. Родители родом из Витебской области. После окончания ремесленного училища работал токарем. В Красной Армии с 1941 года. Прибавил себе три года, чтобы попасть на фронт в 15 лет. 

Окончил курсы младших лейтенантов в Новосибирске  (1942). Участник Великой Отечественной войны. Кавалерист 11 Кавалерийского корпуса (резерв штаба корпуса), попал в плен в июле 1942 года под Вязьмой, у деревни Комары. Сумел выжить в нацистском концлагере, бежал из плена. Когда Николай Николаевич возвращался на Родину, его схватили советские солдаты и собирались расстрелять. «Господи! За что мне все это? Два месяца войны. Три года концлагерей. Мне восемнадцать лет. Я только жить начинаю», – напишет в своих воспоминаниях актер. Но ему повезло, когда он уже стоял у стенки и ждал выстрела, мимо проезжал генерал, который поверил, что юноша был в плену и приказал его отпустить

После возвращения домой был направлен в фильтрационный лагерь в Вышнем Волочке; в результате проверки был восстановлен в звании.

Вернувшись в Новосибирск, Николай Еременко узнал, что его мама с сестрой, получив известие, что он пропал без вести, выехали к себе на Родину – в поселок Бешенковичи Витебской области. Вскоре он тоже добрался до Беларуси, нашел родных, устроился на работу руководителем районного дома культуры. Однажды, во время областного смотра самодеятельных коллективов, его заметил актер театра Якуба Коласа Александр Ильинский и позвал в театр.

Помнят и любят Николая Николаевича на Витебщине не только за его яркие телевизионные и театральные роли, но и за то, что он был кровно связан с этим краем. Из Витебской области родом его родители, в Витебске будущий актер делал свои первые шаги на театральных подмостках и десять лет проработал в драматическом театре имени Якуба Коласа, здесь он нашел любовь всей своей жизни – актрису Галину Орлову, которая прошла отбор в театральную студию. И, как впоследствии признавались оба, они влюбились друг в друга с первого взгляда. А когда вместе играли в выпускном спектакле «Старые друзья», их отношения заметили все. Вскоре влюбленные поженились, а 14 февраля 1949 года у них родился сын Николай. Через несколько дней он заболел воспалением легких, и его едва спасли. Выписавшись из роддома лишь через 40 дней после родов, Галина вместе с мужем и сыном поселилась у своих родителей. Жили бедно: клали спать и мыли будущего актера в алюминиевой ванночке, а молодая мама, оставив сына на бабушек, вернулась на работу в театр. Но зарплаты актеров были мизерные, спасали лишь поездки в колхозы, где юные артисты давали спектакли. Маленький Коля же все детство провел за кулисами, поэтому выбор его будущей профессии был предначертан еще с рождения. Через некоторое время молодой семье дали отдельную, пусть и коммунальную квартиру, в Доме специалистов. По окончании студии в 1948 году работал актёром театра Белорусского драматического театра имени Якуба Коласа.   (1948—1959).

В 1959 году актеров пригласили на работу в Минск, в  театр имени Янки Купалы. Они согласились, ведь там были выше зарплаты и больше возможностей дополнительного заработка. Вскоре Николая Ерёменко-старшего позвали в кино. Его первой большой работой стал фильм «Люди и звери», в котором он отчасти сыграл себя – советского офицера, попавшего в плен во время войны. Первая работа в кино Николая Ерёменко выходит на экраны в 1960 году. Принят в члены КПСС в 1964 году.

До 1980-х годов Николай Николаевич активно снимался, играл в театре, и, как скажет позже его жена, «совсем не щадил себя». В это же время популярным актером стал и его сын. В результате их часто путали. Присылали приглашения на пробы «Николаю Ерёменко», шел старший, а оказывалось, что звали младшего. Были и курьезы. Однажды к Ерёменко-отцу на улице подошла поклонница и похвалила его за то, как он молодо выглядит в картине «Красное и черное», в которой снялся Ерёменко-сын. Чтобы раз и навсегда прекратить путаницу актеры Ерёменко решили называться «старший» и «младший». Так стали писать и титрах к кинофильмам.

Еременко-старший играл преимущественно людей действия в историко-революционных и военных лентах. Среди его запоминающихся ролей: белогвардейский штабс-капитан в ленте «Москва-Генуя», большевик Ваулин в «Крушении империи», лидер Югославии в «Освобождении», председатель губернского исполкома в комедии «Музыканты одного полка», егерь в драме «Погоня», секретарь обкома Веденин (прообраз молодого Брежнева) в целинной эпопее «Вкус хлеба» и другие.

Придерживался коммунистических взглядов до конца жизни, несмотря на происходящие в стране политические изменения. Распад Советского Союза стал для него личной драмой. В конце 80−90х годах у старшего Ерёменко наступил творческий кризис. Он практически не снимался, плохо себя чувствовал и пребывал в депрессии.

Как рассказывал его сын, в 1990-е годы Николай Ерёменко утратил интерес к работе. Это было не случайно — ему было 70 лет, он перенес два инфаркта, многое его не устраивало и в общественной жизни. Сын решил всколыхнуть отца, вдохнуть в него интерес к жизни, к работе. К тому же до сих пор они вместе ни разу не снимались в кино. Ерёменко-младший решился снять фильм сам. Он рассказывал: «Говорю: «Давай кино снимать!" Он, понятное дело, ответил: «Ты что, с ума сошел? Еще мне не хватало в конце жизни облажаться!". Сниматься в фильме сына Николай Ерёменко-старший все же согласился. И наверное, совсем не ожидал, что "." станет для него мощной «терапией", которая оторвет его от кресла. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в английской пьесе «Костюмер", которая была отмечена призами на театральных фестивалях. «Рассказывайте обо мне хоть изредка и поминайте добром. Артисты живут только в памяти людской», — эти слова Николай Еременко-старший произносил от имени своего героя сэра Джона в спектакле «Костюмер». Но они стали завещанием самого артиста.

Активно занимался общественной деятельностью. С 1976 по 1987 год Ерёменко-старший был старшиной правления Белорусского театрального объединения. В 1987—1992 годах возглавлял Союз театральных деятелей Беларуси. В 1992 году стал президентом ассоциации общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов».

13 января 1997 стал членом Совета Республики первого созыва, заняв пост белорусского сенатора. Был заместителем председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по социальным вопросам.

Николай Николаевич был большим поклонником футбола, болел за минское «Динамо». Одно время председательствовал в минском клубе болельщиков. Увлекался рыбалкой и любил отдых на природе. В 2000 году Николай Ерёменко-старший собирался принять участие в международном фестивале искусств «Славянский базар» и выступить на сцене своего первого театра – Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. Но не успел.

За семь дней до предполагаемой поездки Николай Николаевич Ерёменко скончался  30 июня 2000 года от второго сердечного приступа. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище Минска.

 После смерти Николая Николаевича многие вспомнят о том, какой аншлаг был на его последнем спектакле – «Милый лжец», в котором он играл вместе с женой всего за три дня до своей смерти. Причем, как отметили критики, играл очень проникновенно, как в последний раз. Так оно и случилось, в тот вечер народный артист СССР и  БССР прощался со своей женой, с поклонниками и сценой…Жизнью…

Похоронили Николая Ерёменко-старшего на Восточном кладбище в Минске, а всего через 11 месяцев за отцом последовал и сын…

Семья

  • Жена — Галина Александровна Орлова  (род. 1928), актриса. Народная артистка Белорусской ССР (1991).
  • Сын — Николай Николаевич Ерёменко (младший)   (1949—2001), актёр. Народный артист Российской Федерации  (1994), похоронен рядом с могилой отца.

Фильмография:

  1. 1960 — Впереди — крутой поворот — Радевич
  2. 1961 — Первые испытания — Тодорик
  3. 1962 — Люди и звери — Алексей Иванович Павлов
  4. 1964 — Москва — Генуя — Русанов
  5. 1965 — Дни лётные — Николай Николаевич, «батя», командир авиаполка
  6. 1965 — Музыканты одного полка — Макеев
  7. 1965 — Погоня — Анатолий Иванович, егерь
  8. 1967 — Запомним этот день — Ясень
  9. 1967 — Рядом с вами — прохожий
  10. 1968 — Десятая доля пути — Бухтеев
  11. 1968 — Иван Макарович — отец Вани
  12. 1968 — Освобождение  (фильм 1-й — «Огненная дуга»)  — Иосип Броз Тито
  13. 1968 — Желаю удачи  (короткометражный)  — капитан
  14. 1970 — Крушение империи — большевик Ваулин
  15. 1970 — Море в огне — Жидилов
  16. 1970 — Счастливый человек — эпизод
  17. 1970 — Прорабский участок
  18. 1971 — Большие перегоны — железнодорожник
  19. 1971 — Мировой парень — Калинкович
  20. 1971 — Человек в проходном дворе — Сибул
  21. 1972 — Руины стреляют… — секретарь подпольного обкома партии
  22. 1972 — Взрывники — Бутров
  23. 1972 — Илга-Иволга — Фёдор Полигин
  24. 1972 — Карпухин — Владимир Михайлович Овсянников, прокурор
  25. 1973—1983 — Вечный зов — Субботин
  26. 1974 — Трудные этажи
  27. 1974 — Пламя — член Ставки
  28. 1974 — Соколово — полковник Загоскин
  29. 1975 — Обретёшь в бою — эпизод
  30. 1976 — Легко быть добрым — Гайда
  31. 1977 — Солдаты свободы — Иосип Броз Тито
  32. 1978 — Молодость с нами — Колосов Павел Петрович
  33. 1978 — Дебют  (короткометражный)  — Иван Петрович, председатель колхоза
  34. 1978 — Расписание на послезавтра — дедушка Багратион
  35. 1979 — Вкус хлеба — Веденин
  36. 1979 — Старые долги — Любецкий, секретарь обкома КПСС
  37. 1980 — Атланты и кариатиды — Пал Палыч Кислюк, председатель исполкома
  38. 1980 — Петровка, 38 — генерал милиции
  39. 1980 — Желаю успеха — капитан  (нет в титрах)
  40. 1980 — Амнистия / Троянский конь — начальник милиции
  41. 1983 — Незнакомая песня  (короткометражный)  — полковник-танкист
  42. 1987 — Отступник — Дорон
  43. 1990 — Мудромер  (фильм-спектакль)  — Виктор Павлович Вершило
  44. 1991 — Невозвращенец — Виктор Андреевич
  45. 1993 — Гладиатор по найму — Гурий Лукачёв
  46. 1995 — Сын за отца — Александр Николаевич
  47. 1998 — Зал ожидания — начальник УВД
  48. 1999 — Милый лжец  (фильм-спектакль)  — Джордж Бернард Шоу.

Звания и награды:

  • Народный артист Белорусской ССР  (1967)
  • Народный артист СССР  (1989)
  • Государственная премия Белорусской ССР (1988) — за спектакль «Мудромер» Н. Матуковского
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Медаль Франциска Скорины  (1996).

Память:

  • Памятная доска Николаю Ерёменко-старшему в Минске на доме 16 по улице Максима Танка
  • В Первомайском районе Витебска есть улица Актёров Ерёменко, названная в честь отца и сына Ерёменко.
  • В Минске на доме 16 по улице Максима Танка установлена мемориальная доска Николаю Ерёменко. В этом доме актёр жил с 1979 года до своей смерти в 2000 году.
  • В постоянную экспозицию белорусского Музея истории театральной и музыкальной культуры входит мемориальная комната Николая Николаевича Ерёменко.
  • 17 июня 2016 года в стенах Музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь состоялась презентация художественного немаркированного конверта Белпочты, посвященного 90-летию со дня рождения Ерёменко-старшего. Художественной основой для создания конверта стал портрет Николая Николаевича, написанный художником Михаилом Алексеевичем Мовчаном, а также фотографии из музейного собрания. Автор дизайна конверта, выпущенного тиражом 15 тыс. экземпляров –

«Я прожил большую жизнь. Никаких подвигов не совершал, но в душе верю, что смогу оставить свой след, сохранив себя человеком. Я больше отдал людям, чем взял у них. И навсегда останусь верным этому принципу», — так сказал однажды о себе народный артист Беларуси и СССР Николай Еременко-старший.

Почтим же память этого удивительного человека и артиста!