ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
Куликовская битва

Куликовская битва

20.09.2022 10:24

21 сентября, Россия  отмечает  День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380).

Это всемирно-историческое событие несет на себе отпечаток синергийного взаимодействия двух величайших личностей  — великого святого благоверного князя Дмитрия Донского и Святого преподобного Сергия Радонежского.

В этом событии воедино сплелись мирские и духовные силы Руси.

Куликовская битва 1380 года стала определяющей вехой в истории России.

8 (21) сентября 1380 года впервые в истории Россия предстала как единое и мощное государство, способное постоять за свою независимость: не московская, а общерусская рать разбила войско Мамая на Куликовом поле.

 Дмитрий Донской доказал, что сила Руси в единстве. В этом ключевое значение Куликовской битвы в русской истории.

Куликовская битва в русской истории – это предвестник конца золотоордынского ига, унизительного, почти рабского положения великой страны.

Из-под власти золотоордынских ханов Русь вышла лишь через 100 лет после Мамаева побоища, но именно в 1380 году в историю России была вписана первая крупная победная страница антиордынской борьбы, и в том величайшее значение Куликовской битвы.

Историк С.М. Соловьев писал, что Куликовская битва была «знаком торжества Европы над Азиею», носила характер их «отчаянного столкновения… долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос — которой из этих частей света восторжествовать над другою».

Велико значение Куликовской битвы и в военной истории России.

Впервые за многолетнюю историю русско-ордынского противостояния Дмитрий Донской использовал наступательную стратегию, делая ставку на упреждение действий противника, концентрацию сил на главном направлении удара для завязки генерального сражения и использование свежих сил Засадного полка.

Победа в Куликовской битве развенчала миф о непобедимости и военном превосходстве Золотой Орды.

 Об этом стереотипе красочно написал А. Терещенко: «Мы думали, что нельзя восстать противу угнетателей, что одна небесная сила, а не человек, могла бороться с врагами веры и народности. Утрата независимости обезоруживала нас, и мы, как низкие поклонники, не смели замышлять о справедливой свободе: деспотизм давил».

 Куликовская битва показала, что есть предпосылки для окончательного освобождения, что созрели силы для отпора врагу, есть организатор их — московский князь.

Куликовская битва в русской истории – это и возвышение Москвы, как столицы единого и независимого государства, объединяющего политического, военного и духовного центра страны.

Беспримерный поход русских войск за Дон сделал Московское княжество признанным центром антиордынской борьбы.

 Противостояние Московского великого княжества с Мамаевой Ордой завершилось крахом последней.

 Дмитрий Донской не позволил Мамаю восстановить власть над русскими землями.

 Но другим, невольным результатом Куликовской победы стало нарушение существовавшего почти 20 лет неустойчивого равновесия между двумя частями Орды.

 Объективно, более всего конкретную политическую выгоду от поражения Мамая на Куликовом поле получил хан Тохтамыш.

 Разгром Мамая способствовал объединению Золотой Орды под его властью.

В истории России и народной памяти Куликовская битва навсегда останется великим событием, великими сражением, которое дало мощный толчок росту национального самосознания и созиданию общерусской государственности с центром в Москве.

Святой благоверный   князь  Дмитрий Донской одна из величайших личностей в истории России.

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы.

Оценку  личности Дмитрия Донского мы найдем у известнейших историков в их историографических трудах:

Вот как характеризует личность князя  Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского», томе 5, главе I.

«Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных, словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твердостию казнить злодеев.

Современники особенно удивлялись его смирению в счастии.

Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?

Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему.

 — Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху, ежедневно ходил в церковь, всякую неделю в Великий Пост приобщался Святых Таин и носил власяницу на голом теле; однако ж не хотел следовать обыкновению предков, умиравших всегда иноками: ибо думал, что несколько дней или часов монашества перед кончиною не спасут души и что государю пристойнее умереть на троне, нежели в келье».

Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах

К беспрестанным разорениям и опустошениям, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, необходимо добавить необыкновенные природные обстоятельства того времени — нашествие чумы, пожары, засухи, голод.

«Сия жестокая язва несколько раз проходила и возвращалась. В Смоленске она свирепствовала три раза: наконец (в 1387 году) осталось в нём только пять человек; которые, по словам летописи, вышли и затворили город, наполненный трупами».

Костомаров Н. И. в труде « Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» пишет так: « За первые 20 лет своего правления князь Дмитрий Донской сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»).

 Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти.

Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым.

Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана Пермская епископия) земель».

Одновременно были  потеряны западные земли, включая Тверь (1383 год) и Смоленск (1386 год).

А основная территория была разорена как войнами с Великим княжеством Литовским  (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани.

В Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города.

 При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты— раньше, чем в других русских княжествах и землях.

Культурную жизнь княжества времён Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).

Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года, погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля.

В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году Красной армии.

 В 2004 году Русской православной церковью учреждён орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

В русском флоте именем князя в разное время были названы парусные линейные корабли 1771 и 1809 годов постройки, винтовой фрегатброненосный крейсер и две стратегических атомных подводных лодки — ТК-208 проекта 941 и проекта 955.

С 13 июня 2018 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, является небесным покровителем военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Именем Дмитрия Донского названы:

  • Бульвар Дмитрия ДонскогоСеверное Бутово, Москва, Россия;
  • Станция метро «Бульвар Дмитрия Донского»Северное Бутово, Серпуховско-Тимирязевская линия, Москва, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Калининград, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Иркутск, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Павловский Посад, Павлово-Посадский район, Московская область, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Краснодар, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Новосибирск, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Уфа, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Одесса, Россия;
  • Ул. Дмитрия Донского, Брест, Белоруссия;
  • Набережная Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия;
  • Площадь Дмитрия Донского, Дзержинский, Московская область, Россия.

Великий князь Димитрий Донской является героем ряда художественных произведений: поэмы «Дмитрий Донской» Валентина Сорокина  (1977 год), «Ветер времени» (1987 год), «Отречение» (1989 год) и «Святая Русь» (1997 год)  Дмитрия Балашова  (из цикла «Государи Московские»), «Искупление» В. Лебедева (1991 год), «Чур меня» Б. Дедюхина (1993 год), «Куликовская битва. Поле Куликово» В. Возовикова (2003 год), «Бох и Шельма» Б. Акунина

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей:

  1. Даниил Дмитриевич  (1370 — 15 сентября 1379).
  2. Василий I Дмитриевич  (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425).
  3. Софья Дмитриевна  (умерла в 1427), в 1387 году вышла замуж за Фёдора, сына Олега Рязанского.
  4. Юрий Дмитриевич Звенигородский  (26 ноября 1374 — 5 июня 1434) [17] .

5. Мария Дмитриевна  (умерла 15 мая 1399)  — вышла замуж за мстиславского князя Лугвения (Семёна) , сына великого князя литовского Ольгерда.

  1. Анастасия Дмитриевна — вышла замуж за Ивана Всеволодовича, князя Холмского
  2. Симеон Дмитриевич  (умер 11 сентября 1379).
  3. Андрей Дмитриевич Можайский  (14 августа 1382 — 9 июля 1432).
  4. Пётр Дмитриевич Дмитровский  (29 июля 1385 — 10 августа 1428).
  5. Анна Дмитриевна  (родилась 8 января 1387)  — вышла замуж за князя Юрия Патрикеевича
  6. Иван Дмитриевич  (1380 — 29 июля 1393), в монашестве Иоасаф.
  7. Константин Дмитриевич  (14 мая 1389 — 1433)  — князь Углицкий

Великий князь Димитрий Донской причислен к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году.

День памяти — 19 мая (1 июня нового стиля).

Также его память празднуется в соборе Тульских святых, день памяти — 22 сентября.

 С 2015 года установлено общее празднование памяти Дмитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая  (1 июня).

Один из самых почитаемых и любимых  на Руси святых – Святой Преподобный Сергий Радонежский.

 Помните картину художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею»? Это – о Сергии Радонежском, в миру, в раннем отрочестве – Варфоломее. О том самом отроке.

Рождённый в 1319 году и росший в знатной семье ростовских бояр, Варфоломей самостоятельно освоил грамоту и увлёкся описанием жития святых.

Высокое положение родителей не послужило, тем не менее, гарантией обеспеченной жизни, и к 1330 году семья оказалась в крайне бедственном положении.

Родители, Кирилл и Мария, оставили пришедшее в упадок поместье и переселились в город Радонеж, в 54 верстах от Москвы.

В находящемся неподалёку Хотьково-Покровском монастыре к тому времени уже обосновался в качестве инока старший брат Варфоломея Стефан.

Убедив брата в преимуществах строжайшего монашества и пустынножития, Варфломей переселился с ним на берега реки Кончуры, и среди глухого Радонежского бора братья построили маленькую деревянную церковь Святой Троицы (теперь на этом месте стоит соборный храм, тоже во имя Св. Троицы).

В 1337 году Варфоломей принял иночество и сменил мирское имя на Сергий – под которым  прославил себя в веках.

Через несколько лет к Сергию стали присоединяться принявшие монашеский обет,  образовалась обитель, где её основатель стал сначала вторым игуменом (первым был монах постарше по имени Митрофан), а затем, с 1354 года, пресвитером.

 Скромная жизнь, нестяжание мирских благ, рассудительность, способность давать разумные советы обратили на себя внимание не только высших церковных иерархов, но и простого русского народа.

По свидетельству современников, Сергий мог «словам кроткими и разумными» погасить пожар любых политических страстей, чем не раз пользовался при увещевании власть имущих того времени: гордеца ростовского князя в 1356 году, новгородского в 1365, рязанского князя Олега.

Авторитет игумена был так высок, что именно к нему накануне Куликовской битвы приехал князь московский Дмитрий с ближними боярами и другими князьями земли Русской, признавшими главенство московского князя во многом благодаря проповедям и советам Сергия Радонежского.

Благословляя князя на битву, Сергий предсказал ему победу в ней и отправил в войско двух своих иноков – Пересвета и Ослябю.

А накануне перехода через Дон в ночь на 7 (20 по новому стилю) сентября Дмитрий, колебавшийся, стоит ли переправляться войском через реку, получил от настоятеля Радонежа грамоту со словами одобрения его действий и увещеваниям как можно скорее ударить первому.

Вся жизнь князя Дмитрия, до самой его кончины, была ознаменована постоянным общением и   духовным наставничеством отца Сергия,  недаром именно к нему обратился на склоне лет престарелый князь, с просьбой скрепить духовный наказ о престолонаследии в пользу старшего сына.

Сергий скончался в 1392 году, а к лику святых его причислили в 1452-м, при Великом князе Московском  Василии II Тёмном.

В статье   использованы материалы  научно-справочной  библиотеки  Государственного военно-исторического  и природного музея — заповедника «Куликово поле».

 Услугами и фондами библиотеки  могут пользоваться не только научные работники, но и школьники, студенты, интересующиеся историей.

Электронный адрес научно-справочной библиотеки музея-заповедника «Куликово поле»: library@kulpole.tula.net

 Евгения Цепенникова, директор ЦКГИ