ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
Никколо Паганини! Предлагаем вспомнить имя ещё одного человека — Гения!

Никколо Паганини! Предлагаем вспомнить имя ещё одного человека — Гения!

03.11.2022 08:21

240 лет назад  — 27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.

Никколо Паганини —  скрипач,  чье творчество будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.

Современные ученые объясняют гениальность музыканта врожденными особенностями строения тела, мозга и музыкальной тонкостью слуха.

 Современники считали, что его руками руководил сатана.

Впрочем, даже Ивана Ползунова его безграмотные современники считали «чернокнижником».

 Паганини родился в Генуе в семье мелкого торговца. Он был третьим из шести детей Антонио и Терезы Паганини. Родители сильно переживали за младенца, поскольку он появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным.

Однажды Терезе приснился Ангел, который предрек ее сыну блестящее музыкальное будущее.

 Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Игра на мандолине давала неудачливому торговцу дополнительный доход.

С четырех лет Паганини начал заниматься музыкой, обучался игре на скрипке, мандолине и гитаре.

Отец стал первым преподавателем Никколо: с пяти лет мужчина начал учить ребенка игре на мандолине, в семь лет мальчик начал осваивать скрипку.

С первых занятий стало ясно, что он одарен от природы тончайшим слухом.

 Поэтому детство будущего маэстро прошло в изнуряющих занятиях, от которых он даже сбегал.

Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба.

Паганини был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии.

Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.

Но на церемонии прощания произошло чудо: Никколо очнулся и сел в гробу.

Как только сын поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу — скрипку.

 Отец прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя Джакомо Косту – скрипача собора Сан Лоренцо.

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, его биографию пополняли встречи с творческими людьми.

 В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт.

После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном.

Меценат оплатил услуги нового учителя для мальчика.

 Им стал популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Паганини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента.

Под его руководством юноша создал два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

 Паганини все больше увлекался инструментом и начал писать самостоятельные произведения.

 Первый концерт Паганини состоялся в Генуе, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни Карманьола.

За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые не дошли до нашего времени.

В 1797 году, после краткого периода занятий в Парме со скрипачом и преподавателем Алессандро Роллой, Паганини совершил свое первое концертное турне.

В 1797-м он с отцом организовал  первый гастрольный тур. Талантливый юноша концертировал в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно.

 В городах собирались огромные залы, люди хотели посмотреть на юного скрипача.

 Несмотря на тяжелые гастроли, Паганини-старший настаивал на постоянном музицировании Никколо, который уже создавал шедевральные каприччо.

 Тур прервали военные действия Первой итальянской кампании.

Семья переехала в дом в долине Польчевера, где музыкант занялся самообразованием.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно.

В 1801-м ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо согласился.

 Этот момент описывался в дневниках, где он делился впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущении крыльев за спиной.

Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Жизнь гения превратилась в череду поездок, карточных игр и романтических приключений.

Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах – Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.

С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи о для скрипки solo.

В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.

В 1811 году он сочинил  «Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром».

В 1826 году – Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.

Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии.

 Паганини неоднократно выступал в театре «Ла Скала».

С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккимо  Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана.

 Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры.

 На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.

В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить – писал свои просьбы на листках бумаги.

 Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года.

 После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери («Вдова Паганини») завещал городу Генуе.

Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве.

  Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки.

Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма.

 Особенно популярны его 24 каприччио для скрипки, два концерта для скрипки с оркестром.

 Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары.

Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым.

Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести «Флорентийские ночи».

Образ скрипача-виртуоза появляется в художественных произведениях, в кино его воплощали Дэвид Гарретт  («Паганини: скрипач дьявола»), Юлиан Рахлин («Наполеон»).

В фильме «Никколо Паганини» (1982), выпущенном к 200-летию со дня рождения великого итальянского артиста, музыканта сыграл Владимир Мсрян, роль озвучил Сергей Шакуров, а композицию «Дорога без конца» исполнил Альберт Асадулин.

Имя артиста получила малая планета 2859, открытая советским астрономом Николаем Черных.

С 1954-го в Генуе ежегодно проходит международный конкурс академических скрипачей имени Никколо Паганини.

Программа II Международного фестиваля «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург», прошедшего в Северной столице в 2022-м, была посвящена 240-летию композитора.

Дискография

  • «24 каприса для скрипки соло»
  • «Шесть сонат для скрипки и гитары»
  • «Шесть сонат для скрипки и гитары»
  • «15 квартетов для скрипки, гитары»
  • «Концерты для скрипки с оркестром № 1−6»
  • Le Streghe
  • «Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля»
  • «Венецианский карнавал»
  • «Концертное аллегро Moto Perpetuo»
  • «Вариации на тему Non pi? Mesta»
  • «Вариации на тему Di tanti Palpiti»
  • «60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba»
  • «Кантабиле»
  • Moto Perpetuo
  • «Кантабиле и вальс»
  • «Соната для большого альта»

В  отличие от предыдущего героя наших новостей, Паганини не был человеком высоконравственным.

Его личная жизнь – это череда многочисленных отвратительных и бесчестных коротеньких романов.

Увы, личность и талант не всегда равны!

А уж тем более гений и личность!

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Метки: АлтГТУ, ГИ, ЦК