ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Центр культуры
Центр культуры поздравляет с Днём российского студенчества

Центр культуры поздравляет с Днём российского студенчества

25.01.2023 08:55

Дорогие коллеги, уважаемые сотрудники и студенты АлтГТУ  Центр культуры поздравляет вас с Днём российского студенчества, желает вам высоко нести в течение всей своей жизни гордое имя – «Политехник», не стариться душою и всегда быть в авангарде науки, техники, искусства!

День Российского студенчества называют  «Татьяниным», по имени той святой, память которой празднуется 25 января. 

Святая великомученица Татьяна почитается и в православии, и в католической вере.

Мастера иконописи на многих иконах изображают ее с лавровой веточкой.

Лавр и венок из него — главный атрибут Аполлона.

Лавровые листья в руке Татьяны это не только символ мученической смерти, но и  символ духовной победы над языческими богами.

Красный плащ символизирует  мученическую смерть, страдания святой.

Белая накидка символ чистоты и непорочности.  

Крест, который великомученица держит в правой руке —  символ служения Господу Иисусу Христу.

Крест говорит о желании идти по стопам Его учения и нести свой крест, уметь переносить стойко все трудности, скорби и невзгоды, встречающиеся в земной жизни.

 Еще одно значение Креста — это принятые страдания и смерть за веру.

Но самым значительным и ликующим Его смыслом  считается победа над смертью, над злом.

Почему именно в этот день празднуется День российского студенчества?

Причина  такой «привязки» кроется в истории создания МГУ. 

25 января 1755 года, в Татьянин день, российской императрице Елизавете Петровне был предложен проект об образовании Московского университета, как необходимого Российской империи современного научного учреждения.

Инициаторами этой идеи выступил просветительский тандем:  М.В. Ломоносов  и  И.И. Шувалов.

Реформы Петра Великого были сколь масштабными, столь и хаотичными.

Система образования, созданная при первом российском императоре, была ориентирована на практику, но чрезвычайно запутана с точки зрения организации.

Фактически в России каждое важное государственное ведомство имело свою собственную сеть учебных заведений, программы которых мало соотносились друг с другом.

Конечно, на фоне допетровской России, в которой вообще не существовало светских учебных заведений, появление морских, госпитальных, сенатских и полковых школ было большим прорывом.

Но все они были организованы для быстрого обучения кадров, необходимых для петровской империи, которая десятилетиями вела войны на разных направлениях.

К середине XVIII столетия, когда проведенные Петром реформы уже работали главным образом не на войну, а на мирную жизнь, созданная система образования стала нуждаться в реформе.

К началу 1750-х годов в царствование Елизаветы Петровны вызрел амбициозный план создания централизованной системы образования.

Его не существовало на бумаге, для его реализации не было предусмотрено специального государственного органа.

Скорее, он заключался в общем настроении, которое разделяла группа профессоров и придворных — негласная «школьная коллегия».

В 1750 году многое совпало для того, чтобы реформа образования стартовала, минуя долгую подготовительную работу и выработку стратегии, удовлетворяющей всех заинтересованных игроков.

В этот год познакомились 23-летний фаворит императрицы Иван Шувалов и 39-летний профессор Михаил Ломоносов.

Шувалов был красив и тянулся к образованию, но принадлежал к не самому влиятельному костромскому дворянскому роду.

Благодаря  усилиям своих родственников в 1749 году был «сведен» с императрицей, которая ценила его за обозначенные качества.

В отличие от иных фаворитов свое положение он хотел использовать для реализации планов по распространению образования и просвещения в России.

М.В. Ломоносов — выходец из крестьян, архетипический пример в русской истории человека, «сделавшего самого себя».

К моменту знакомства с И.И. Шуваловым он успел поучиться в Славяно-греко-латинской академии в Москве, в Киево-Могилянской академии, в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в Марбургском университете, прослушал множество курсов, стал профессором.

XVIII век — это время специализации наук.

М.В. Ломоносов оказался первым, последним и единственным в истории России «универсальным ученым», который в равной мере был способен к продуктивной работе в истории, физике, химии, филологии, геологии и других науках.

Знакомство с И.И. Шуваловым открывало для него новую перспективу — администрирование в сфере образования.

В свою очередь И.И. Шувалов, пользуясь статусом фаворита, стал неофициальным министром просвещения.

Они были хорошо осведомлены  о  европейской системе образования, в центре которой  лежали высшие учебные заведения — университеты. На них ориентировались средние учебные заведения.

И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов хотели создать в России эту ступенчатую систему образования.

 Но первое, с чем столкнулся тандем просветителей, — это мощное лобби различных государственных ведомств и церкви, которые не хотели централизации образования и, следовательно, выведения учебных заведений из под их непосредственного контроля.

Да и в Российской академии наук очень многие ученые не хотели появления университетов, в которых небезосновательно подозревали будущих конкурентов в сфере сбора и трансляции знаний.

Началась долгая закулисная борьба.

Шувалов, в течение  года «обжившийся при дворе», понимал важность того, чтобы его единомышленник М.В. Ломоносов стал «академическим» фаворитом императрицы.

В августе 1750 года И.И. Шувалов организует высочайшую аудиенцию для М.В. Ломоносова.

 Императрица Елизавета Петровна поинтересовалась у профессора состоянием дел в российской науке.

«Но истинно Петрова Дщерь к наукам мастерски снисходит!» — громогласно произнес М.В. Ломоносов заранее подготовленный поэтический комплимент.

 Императрица очарована, и Россия вот-вот должна получить свой университет, который и станет осью, вокруг которой будут происходить преобразования в российском образовании.

Где как не в столице основывать университет?

Тем более, тут же находится Академия наук, а, значит, в преподавательских кадрах не будет недостатка.

Но не тут-то было!

Генералы-начальники столичных учебных заведений явно не хотели централизации.

Поэтому университет в качестве эксперимента было решено создать в Москве, преобразовав тамошние учебные заведения, в том числе и alma mater Ломоносова — Славяно-греко-латинскую академию.   

На разработку проекта университета ушло четыре года. Основные его параметры разрабатывал сам М.В. Ломоносов.  И.И. Шувалов  вносил незначительные корректировки.

В июле 1754 года проект, включающий 45 параграфов, был готов и предъявлен на рассмотрение в Сенат. После одобрения его отправили на подпись к императрице, но та медлила.

У нее возникли разногласия по некоторым пунктам устава университета: например, она спорила с тем, что историю нужно относить к философскому факультету, а не к юридическому.

Но эти споры не помешали отдать будущему учебному заведению здание бывшей аптеки у Воскресных ворот.

Это служило сигналом для Шувалова и Ломоносова — итог их четырехлетних трудов точно увенчается успехом.

Это случилось 25 января 1755 года.

Случайно или нет,  И.И. Шувалов отдал приказ на подписание именно в этот день, для нас останется загадкой, но точно известно, что именно этот день был днём именин  его мамы Татьяны Петровны

Куратором Московского университета стал сам Иван Шувалов.

Так родился  один из самых любимых праздников в России – Татьянин  День, День российского студенчества.

Мы горды тем, что АлтГТУ им. И.И. Ползунова является основателем часовни святой  великомученицы Татианы.

 Рады тому, что в день Российского студенчества к нам стекаются студенты всех вузов Барнаула.

Мы предлагаем гостям насыщенную программу торжественных мероприятий.

 В нашем любимом университете стало доброй  традицией начинать этот день Божественной Литургией в Никольском Храме, затем Крестным ходом до университетской часовни Святой великомученицы Татьяны, где служится молебен.

Затем – в спортивный манеж, бассейн, спортзал корпуса «Д» на   спортивные соревнования.

А на десерт — «Плюшки от Танюшки» и « Ползуновский сбитень»!

Ещё раз – С Татьяниным Днем!

Евгения Цепенникова

Метки: АлтГТУ, ГИ, ЦК