Потребность в интеграции научных исследований, территориальная близость и политическое давление со стороны национальных правительств и Европейской Комиссии, необходимость организации внутриевропейского академического сотрудничества послужили основанием к созданию научных программ. Наиболее удачным примером может служить Транс-европейская программа мобильности для университетских исследований (TEMPUS). Окончание «холодной войны» и открытие Центральной и Восточной Европы имели глобальные последствия: произошло количественное увеличение в академической мобильности с Западной Европой. Масштабы данного процесса были намного больше по сравнению с другими регионами.
Благодаря ТЕМПУСУ и другим программам, поддержанным национальными правительствами и международными частными и общественными организациями, было выполнено обновление образовательной инфраструктуры и улучшено качество образования в Центральной и Восточной Европе. Нерешенной оставалась проблема «утечки мозгов» среди квалифицированных специалистов и студентов. Но, несмотря на определенные проблемы, был сделан важный шаг в объединении систем высшего образования Западной, Центральной и Восточной Европы.
В 1994 году программа ТЕМПУС охватила большинство стран Центральной и Восточной Европы: первоначально Венгрию и Польшу (с 1 июля 1990 г.), а с 1 сентября 1990 года программа начала действовать в Болгарии, Чехословакии, Югославии и Румынии. В январе 1994 года программа распространилась и на Албанию, Латвию, Литву, Эстонию и Словению. Вследствие раскола в бывшей Республике Югославия и политических конфликтов, которые последовали за этим, многие члены этой республики вышли из программы. Для них и республик бывшего Советского Союза в 1990 году была учреждена новая программа ТЕМПУС-ТАСИС.
Программа ТЕМПУС-ТАСИС является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990 г.: Tempus I — 1990−1994; Tempus II — 1994−1998; Tempus II bis — 1998−2000; Tempus III — 2000−2006 гг. Очередной этап программы — Tempus IV — начался в 2007 г. В России программа действует с 1994 г.
В программе Tempus IV могут принимать участие высшие учебные заведения и другие организации, при условии, что они являются юридическими лицами. К ним относятся:
- ассоциации, объединения или сети высших учебных заведений;
- национальные или международные ассоциации ректоров, преподавателей или студентов;
- неправительственные организации;
- социальные партнеры и их структуры, занимающиеся обучением;
- торгово-промышленные палаты, ассоциации и другие профессиональные общественные и частные организации;
- частные и государственные предприятия;
- научно-исследовательские структуры
Все вышеперечисленные организации должны иметь статус юридического лица не менее 5 лет. Физические лица не могут напрямую участвовать в программе.
Государственные структуры (министерства, другие национальные, региональные или местные органы власти) могут участвовать в программе, но не могут получать финансирование, за исключением оплаты суточных и транспортных расходов. В качестве партнеров и грантозаявителей в проектах могут участвовать представители:
- 27 стран-членов ЕС;
- Западных Балкан: Албании, Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Косово;
- Южного региона добрососедства: Алжира, Египта, Израиля, Иордании, Ливана, Ливии, Марокко, Сирии, Палестинской автономии, Туниса;
- Восточного региона добрососедства: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, России, Украины;
- Центральной Азии: Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
Кроме того, на условиях самофинансирования допускается участие в проектах представителей Турции, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии, Хорватии и бывшей Югославской Республики Македонии.
В рамках Tempus IV реализуется два типа проектов:
Совместные проекты (Joint Projects)
Главной целью большинства Совместных проектов является развитие потенциала высших учебных заведений стран-партнеров. В основе проектов – многосторонние партнерства высших учебных заведений стран ЕС и стран-партнеров. Совместные проекты должны способствовать обмену знаниями и положительным опытом между университетами стран ЕС и стран-партнеров, а также между высшими учебными заведениями одной или нескольких стран-партнеров. Совместные проекты реализуются непосредственно высшими учебными заведениями. Тематика проектов включает в себя разработку образовательных программ, совершенствование управления высшими учебными заведениями, создание тесной взаимосвязи высшего образования и общества.
Структурные меры (Structural Measures)
Проекты по Структурным мерам направлены на модернизацию и совершенствование систем высшего образования в странах-партнерах. Тематика проектов может затрагивать нормативно-правовое обеспечение, организационную структуру, процедуры аккредитации, общественную оценку образовательной политики на национальном уровне.
Основываясь на национальных приоритетах стран-партнеров, Структурные меры призваны оказывать содействие реформированию систем высшего образования, реализации национальной стратегии в области высшего образования. Они могут быть также направлены на решение проблем, связанных с модернизацией структур и систем управления (рамки квалификаций, оценка качества и т.д.) и укрепление связей высшего образования и общества.
Структурные меры включают в себя аналитические исследования, проведение семинаров и конференций, курсы обучения, консультирование и распространение информации.
В консорциумы проектов по Структурным мерам обязательно должны входить министерства, отвечающие за высшее образование в странах-партнерах. В противном случае, ввиду несоответствия формальным требованиям заявка будет отклонена.
Общие положения для всех типов проектов
Продолжительность:
- минимальная — 24 месяца
- максимальная — 36 месяцев
Объем финансирования:
- минимальный — 500 000 евро
- максимальный — 1 500 000 евро
По составу участников, входящих в консорциум, все проекты делятся на:
- «национальные проекты», которые реализуются с участием организаций и вузов из одной страны-партнера и отвечают национальным приоритетам этой страны;
- «многонациональные проекты», в реализации которых участвуют представители нескольких стран-партнеров (как минимум двух). Такие проекты должны отвечать региональным приоритетам в том случае, если в проекте участвуют страны-партнеры из одного региона, или страны-участницы из разных регионов должны быть объединены общим для всех приоритетом.
Минимальные требования к составу консорциума:
- Консорциум национальных проектов должен включать как минимум три высших учебных заведения из страны-партнера и как минимум три высших учебных заведения из трех разных стран ЕС.
- Пример: три вуза из России + один вуз из Германии + один вуз из Франции + один вуз из Италии.
- Консорциум многонациональных проектов — как минимум по два вуза из каждой страны-партнера и минимум трех вузов из трех различных стран ЕС.
- Пример: два вуза из Украины + два вуза из России + один вуз из Дании + один вуз из Испании + один вуз из Швеции.
В настоящее время объявлен четвертый конкурс заявок на проекты Tempus IV.
Информация о конкурсе опубликована на сайте EACEA.