ruen
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
Итоги первого заседания управляющего совета Регионального методического центра развития квалификаций в Алтайском крае

Итоги первого заседания управляющего совета Регионального методического центра развития квалификаций в Алтайском крае

12.04.2018 19:11

Вчера в техническом университете состоялось  первое заседание управляющего совета Регионального методического центра развития квалификаций в Алтайском крае.

Открыл заседание ректор АлтГТУ Андрей Марков: «Сегодня у нас первое заседание управляющего совета Регионального методического центра развития квалификаций в Алтайском крае. В стране есть Национальная система развития квалификаций, включающая в себя Национальный совет при Президенте РФ, Национальное агентство развития квалификаций, советы национальных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности, центры оценки квалификаций. И на региональном уровне существуют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В Алтайском крае − это рабочая группа по развитию системы профессиональных квалификаций в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для того чтобы осуществлять методическую деятельность организаций, связанную с проведением конференций, семинаров, круглых столов, создан региональный методический центр при Алтайском государственном техническом университете при участии Союза промышленников и работодателей. При центре есть еще и управляющий совет, который будет осуществлять и координировать всю работу. Сегодня мы проводим первое организационное заседание, на котором будут утверждены все его члены, план работы, первоочередные мероприятия».

Сергей Куркин, исполнительный директор Союза промышленников Алтая, дал развернутую информацию, касающуюся конкретных дел и перспективных задач, которые придется решать управляющему совету и Региональному методическому центру развития квалификаций в целом: «На данный момент законодательная база по осуществлению этой деятельности в своей основе есть: созданы институты, которые будут вести эту работу, создана организационная модель управления внедрением национальной системы развития квалификаций. Честно говоря, нового в этой системе достаточно мало. Единственный инструмент, который в неё встраивается − система независимой оценки квалификаций. Это единственный проект, который коснется каждого работоспособного человека в стране, поскольку будет связан с определением его квалификации, его возможностью работать по той или иной специальности.

Институт внедрения системы независимой оценки квалификаций очень важен, поэтому не зря принято решение по составу управляющего совета регионального методического центра, в котором должно быть не менее 50% работодателей. Это связано с тем, что данное направление работы в полном объёме коснется всех работодателей, и его проводниками будут выступать именно они. Сейчас есть одна задача, которую мы должны решить – это уровень доверия к системе. Несмотря на то, что в настоящий момент промышленность страны развивается, тема среднего и специального профессионального образования довольно разбалансирована, и то, что у нас было в советское время, то, к чему мы привыкли и чему доверяли, на данном этапе не работает. Если, например, взять специалистов одной квалификации и одной профессии двух предприятий и сравнить уровень компетенции, то картина нарисуется весьма безрадостная, потому что он будет отличаться в разы. Поэтому, чтобы исключить такие перекосы, выстроить и поднять доверие к специалистам, и нужна система независимой оценки квалификаций.

С чем мы в этом случае столкнёмся, и как эта работа будет проходить, время покажет. Как я уже говорил, организационная модель внедрения этой системы разработана, во главе её стоит Национальное агентство развития квалификаций, дальше идут советы по профессиональным квалификациям, на которые возложены анализ рынка труда, определение новых профессий, требований к ним и разработка единых профессиональных стандартов. При организации центров оценки квалификаций основная проблема, на мой взгляд, будет заключаться в обеспечении обоюдной доверительной работы с работодателями.

Для выработки единых стандартов для всех специальностей сейчас идёт пересмотр профессионального образования и его компетенций. Работа эта длительная, объемная. ЕТКС и те нормативные требования, которые на всех предприятиях присутствуют, на данном этапе отменяться не будут, что создаст для всех работодателей некую сложность, заключающуюся в том, что параллельно будут существовать как старые, так и новые требования. Выполнение этой функции для работодателей добровольное, кроме тех профессий, которые имеют какие-либо ограничения или льготы, а таких профессий и людей на предприятиях практически половина, поэтому заниматься этим придётся независимо от форм собственности».

Елена Чувашова, заместитель министра труда и социальной защиты Алтайского края: «Наше министерство в прошлом году провело большую организационную работу по формированию региональной модели. Когда шло внедрение Федерального закона, то мы видели, что процессы, которые были изначально заложены в развитие системы профессиональных квалификаций, шли по отраслевому уровню и сверху вниз: от советов профессиональных квалификаций до работы в регионе. На каком-то этапе нас это стало не устраивать, потому что мы видели – процессы по каждой отрасли идут, но понимания в целом, как работать региону с человеческим капиталом, не было. Поэтому мы вошли в пилотный проект по развитию региональной модели, создав региональный методический центр. Буквально месяц назад на федеральном уровне был создан совет по развитию квалификаций в сфере безопасности труда, занятости и социального обслуживания, поэтому сегодня речь идет не только о развитии квалификаций в отраслях, это коснется и непосредственно социальной сферы, и мы тоже включимся в эти процессы. Наша задача в управляющем совете – объединить наработки каждого в единое целое, потому что предстоит большая просветительская и разъяснительная работа, в том числе с каждым работодателем». 

Инесса Долженко, заместитель министра образования и науки Алтайского края: «Министерство образования и науки Алтайского края заинтересовано в развитии и методического центра, и системы национальной квалификации. Однако сейчас мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся уже сегодня. Профессиональные стандарты очень активно развиваются и внедряются в производство, и на их основе разрабатываются Государственные образовательные стандарты, которые в последнее время очень активно меняются, заставляя нас перестраивать всю систему образования в соответствии с ними. Если взять, к примеру, среднее профессиональное образование, то эта перестройка выливается в достаточно серьёзные финансовые затраты под модернизацию производственной базы, учебных лабораторий из краевого бюджета. При отсутствии возможности как-то транслировать свои потребности, специфику региона делать такие вливания очень сложно.

В прошлом году был внедрен стандарт повара-кондитера, который наделал в стране много шума. Мы, например, получили стандарт ресторатора, который вынуждены реализовывать, в том числе, и в сельских учебных заведениях. Поэтому очень хотелось бы своевременно доносить и до федерального центра те особенности регионов, которые на сегодняшний день существуют. Сегодня профстандарты формируются крупными ассоциациями, которые находятся в центральной полосе России, и диктуют соответственные требования. При этом специфика многих регионов, к сожалению, не учитывается. Поэтому Региональный методический центр развития квалификаций на базе технического университета мы видим в качестве транслятора наших особенностей. И в этом направлении очень важно, что органы власти, работодатели и система образования работали на одной площадке. Новые федеральные стандарты, которые есть у нас сегодня в системе профессионального образования, позволяют готовить таких специалистов, которые нужны в регионе.

Система профессионального образования со следующего года переходит на формат демонстрационного экзамена. Сначала это произойдет в профессиях, относящихся к топ-50. Естественно, при реализации этой модели роль работодателя вырастает в разы, поскольку именно ваши специалисты будут оценивать мастерство выпускников не только с теоретической стороны, но самое главное – с практической. Риски, не скрою, для системы образования велики. Те регионы, которые уже были в пилотном проекте и реализовывали или реализовывают такую модель, к сожалению, отмечали низкое качество образования, хотя по ряду специальностей и профессий результаты достаточно неплохие. Тем не менее, вся система обучения должна перестраиваться под потребности работодателя. К сожалению, в Алтайском крае эта работа ведется еще не так интенсивно, как бы нам хотелось. Есть возможность вводить вариативную часть в образовательные программы и со многими из вас мы работаем, но масштаб пока не тот. Очень надеемся на то, что с внедрением, в том числе и национальной системы квалификаций, эта проблема будет решена».

О целях и задачах деятельности Регионального методического центра развития квалификаций в Алтайском крае, его структуре рассказал его директор Михаил Сейдуров: «Отправной точкой становления Национальной системы профессиональных квалификаций послужил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, в котором определен круг задач по обеспечению рабочих мест высококвалифицированными кадрами. В решении этого вопроса используется комплексный подход, касающийся не только вопросов оценки квалификации. Необходимо заниматься мониторингом рынка труда − кто, где и какой квалификации нужен, разрабатывать профессиональные стандарты по востребованным профессиям для всех отраслей. В 2017 г. появился государственный информационный ресурс «Справочник профессий». Определена и организационная структура Национальной системы квалификаций, весомую роль в которой занимает Региональный методический центр развития квалификаций. Его основными задачами являются: мониторинг параметров системы, развитие экспертного потенциала, формирование предложений, внедрение методических документов, использование опыта.

В прошлом году Алтайский край вошел в список ключевых регионов-партнеров Национальной системы квалификаций. Учитывая богатый опыт в сфере дополнительного профессионального образования, площадкой для организации работы Регионального методического центра развития квалификаций в Алтайском крае был выбран Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, тесно взаимодействующий с Союзом промышленников, Региональным объединением работодателей Алтайского края. Основная цель РМЦ – обеспечение внедрения и функционирования Национальной системы квалификаций в региональных условиях. Для этого РМЦ реализует ряд функций: организационная, методическая и консультационная поддержка внедрения НСК; разработка механизмов эффективного информационного сопровождения деятельности участников НСК в Алтайском крае; организация и проведение мероприятий по вопросам, касающимся внедрения НСК в Алтайском крае; организация обучения специалистов компаний, представителей системы профессионального образования; мониторинг регионального сегмента рынка труда и процессов и результатов внедрения элементов НСК в Алтайском крае. Реализация этих функций будет способствовать развитию НСК в Алтайском крае и позволит подготовиться к переходу на профстандарты к 2020 году.

В своей деятельности РМЦ подотчетен управляющему совету РМЦ и рабочей группе, являющимися координационным органом, в функции которого входит поддержка внедрения и развития системы квалификаций в Алтайском крае, взаимодействие с министерством труда и социальной защиты Алтайского края. Срок полномочий управляющего совета составляет три года.

По завершении заседания председателем управляющего совета был избран Андрей Михайлович Марков, ректор технического университета. Его заместителем – Сергей Александрович Куркин, исполнительный директор Союза промышленников Алтая.