ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
Инженер — забота общая: как привлечь абитуриентов на технические специальности

Инженер — забота общая: как привлечь абитуриентов на технические специальности

25.12.2023 08:47

В последние годы многие предприятия региона заявляют о необходимости пополнения банка кадров молодыми специалистами, которые стали бы хорошим подспорьем, а потом и достойной заменой старших коллег.

 Пути решения проблемы обсудили в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова в рамках совещания Совета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при главе администрации Октябрьского района.

Надо сотрудничать 

Алтайский политех по многим показателям стоит в лидерах среди вузов своего профиля на уровне федерации. Его выпускники демонстрируют высокий уровень подготовки, в том числе благодаря преподавательскому составу и оснащению университета — здесь постоянно создаются новые, модернизируются и пополняются действующие лаборатории.

«Наши выпускники, действительно, не имеют проблем с трудоустройством, — заверяет ректор АлтГТУ Андрей Марков. — Многие, начиная с третьего курса, уже точно знают, где и кем будут работать. Такой результат дает производственная практика студентов, к проведению которой наши предприятия подходят не формально, а вполне реально. Опасения вызывает другое — недостаток абитуриентов. Мы хронически не можем набрать нужное количество студентов на направления, связанные с материаловедением. Не популярен набор на техническую физику. Есть недобор литейщиков. Конечно, это проблема не только нашего вуза — аналогичная ситуация в Кузбассе, Новосибирске, Челябинске».

Во многом это связывают с общей информатизацией. Айтишники сейчас нужны, но только выпускники школ очень узко смотрят на сферу, считая, что такие специалисты только пишут код или работают системными администраторами. На самом деле спектр шире. Они не менее востребованы, скажем, в строительной сфере, электроэнергетике или машиностроении.

«Я вижу один путь и сказал бы, как в советской передаче: инженер — забота общая, — говорит Андрей Марков. — Первое, что я предлагаю рассмотреть, это создание инженерных классов в школах. Такие уже есть, например, в школе №53 и лицее №129, с ними мы плотно сотрудничаем. Недавно в школе № 113 при взаимодействии с руководителем ИСК «Союз» Владимиром Отмашкиным открылся строительный класс. Я понимаю, что это для школ — лишние заботы, но без их поддержки нам скоро учить будет некого, а предприятия останутся без кадров».

Школу №53 трудности не остановили — шесть лет назад здесь впервые набрали инженерный класс. Обучение сводится не только к предметной области, но и углубленному изучению математики, физики и информатики.

— У нас была хорошая мотивация — географическое положение, ведь рядом с нами находится большая промышленная зона, — рассказывает директор школы № 53 Юлия Галкина. — Мы очень рассчитывали, что со стороны наших предприятий получим хороший живой отклик. В последнее время на уровне переговоров начали взаимодействовать с АЗПИ. Они оборудовали у себя замечательный класс, в котором можно было бы проводить профессиональные пробы или занятия для старших ребят. Нужно реально смотреть на проблему и не просто приглашать детей на экскурсии, а может быть, создать возможности для обучения какой-то группы школьников при производстве. Считаю хорошей советскую практику создания УПК, где школьники получали начальную профподготовку. Взаимная поддержка школ и предприятий была бы очень эффективной.

Кстати, в школе №53 видят перспективы для подготовки ребят к профильному обучению в ссузах и в прошлом году открыли экспериментальный СГК-класс. Он ориентирован на детей, которые показывают не самые высокие образовательные результаты и не планируют переходить в десятый класс. Опыт зарекомендовал себя с очень хорошей стороны.

Наращивать показатели 

Призывы педагогов в адрес предприятий не означают, что те бездействуют. В частности, компания «БТК групп», крупный представитель легкой промышленности страны, ощущая дефицит молодых специалистов, обладающих современными цифровыми компетенциями, сама стала искать выходы. Одним из них стало вступление в федеральный проект «Профессионалитет». Благодаря ему у студентов Алтайской академии гостеприимства появилась возможность взаимодействовать с практикующими специалистами, включаться в производственный процесс в рамках прохождения практики на базе предприятия, а также на собственном учебном комбинате с аналогичным оборудованием.

Для более качественного обучения по предложению «БТК групп» были скорректированы и программа обучения, и сроки прохождения практики. В дальнейшем выпускники могут безболезненно и быстро влиться в работу на предприятии.

По мнению генерального директора ХК «Барнаульский станкостроительный завод» Игоря Куппы, большую роль в привлечении молодых кадров играет институт наставничества. Он должен быть на каждом предприятии. Кроме того, важна материальная заинтересованность — в заработной плате во время и после завершения обучения, в дотации на питание, доставке на предприятие и прочем.

Кстати, БСЗ — одно из самых востребованных предприятий среди школьников, они приезжают на предприятие с экскурсиями буквально каждую неделю.

«Спасибо всем предприятиям, которые готовы принять нас, и особенно станкостроительному заводу — сюда очередь определена уже до конца мая 2024 года, — отмечает начальник отдела развития образования городского профильного комитета Лариса Первун. — В этом году экскурсии посетили 5 тысяч школьников. Казалось бы, очень хорошо. Но всего в наших школах учатся 92 тысячи детей. Даже если возьмем во внимание ребят с седьмого класса, нам нужно увеличивать показатель в пять раз, чтобы охватить каждого хотя бы один раз. А в идеале хотелось бы, чтобы каждый посетил не меньше двух-трёх предприятий».

В числе новых и успешных методов ранней профориентации также приведены школьные занятия по проекту «Россия — мои горизонты», которые проходят во всех общеобразовательных организациях по четвергам, фестиваль профессий для дошколят, его впервые организовали в ноябре. Отдельная история — формирование трудовых отрядов подростков и студенческих отрядов, их обучение и трудоустройство на предприятия города.

«Я бы хотел, чтобы все причастные к теме услышали, заинтересовались и воспользовались опытом, который есть сегодня, и включились в процесс», — отметил в завершение встречи глава администрации Октябрьского района Юрий Асеев.

В настоящее время школьники Барнаула активно участвуют в различных профориентационных проектах. Самый масштабный из них — «Билет в будущее». В его рамках проводят диагностику детей и профпробы на базе разных профессиональных учебных заведений.

Источник: газета «Вечерний Барнаул».