ruen
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Совет кураторов

Пути формирования патриотизма

Барбарина В.А.,

Преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения

 «Новокузнецкий строительный техникум»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Пути формирования патриотизма

     В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, заболевшему этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления. Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель — первый патриот в учебном заведении.

Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия — страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова любить и жалеть очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…» Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитателем.

Воспитание подрастающего поколения — глубоко личное и ответственное государственное дело. Семья вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски;существенны семейные беседы о преимуществах родного языка — о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.

История — Русский человек должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету… Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь».

Армия — Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения. Обучающийся должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей… Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, — родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли.

Отчизна – Российская молодежь должна увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России… Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом… Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Чтобы скоординировать и направить работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая система в области патриотического воспитания граждан России, а именно:

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

  Что же такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие патриотизм, Владимира Даля, трактовавшего его как любовь к Отчизне. Патриот по Далю – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя патриотизм как любовь к Родине.                                                                

 Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.                                                                                           

Дадим понятиям патриотизму и патриоту более четкие определения:

  1. Главный из них — наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.                                                                                               Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

  Таким образом, широта понимания границ своей Родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей — все это определяет степень патриотизма каждого, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его Родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб или является вообще врагом Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни.

    Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число не патриотов, псевдо- и лжепатриотов.

     Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Это очень  сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).  О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

    Таким образом, настоящим  патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,  постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины.

  Приобщение подрастающего поколения к гражданским и патриотическим ценностям, их духовному освоению через активизацию научно-исследовательской деятельности   студенческой молодёжи по изучению героического прошлого и настоящего России, важнейших событий в жизни народа – это основные направления воспитательной работы в ГПОУ НСТ.

Формирование гражданского патриотического мировоззрения способствует весь учебно-воспитательный процесс. Именно в период с 15 до 20 лет у человека складываются моральные ценности, жизненная позиция, а именно – любовь к Родине, преданность своему народу.

             

      

 

 Основные направления поисковой работы — «Моя малая Родина»

Информационно – творческий проект: «История России – в истории моей семьи».

              Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей, районом – малой родины. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались: заветы добра и душевной чистоты, порядочности и служения отечеству, сохранение вековых традиций.
Исследование по истории своих семей – это своеобразная попытка размышления над неразрывной связью человека, семьи, его воспитавшей и страны, где волею проведения существует его семья, фамилия, улица.
              Идеал исследования собственных корней нашла живой отклик у студентов, их родителей, ветеранов. Творческие исследования семей были представлены в виде проекта. А ведь проектная деятельность – это активный поиск, исследования. Она носит творческий и проблемный характер, позволяет студентам проявить себя, свои творческие способности, свою привязанность и любовь к семье, техникуму, городу.                 

Цель подобных проектов:
- развитие патриотического самосознания студентов через понимание истории своей семьи;
 — формирования духовного единства семьи;
 — расширение знания студентов о своей семье;
 — прививать любовь к своей Родине – России.
Задача:
 — собрать домашние архивы, газеты, книги о своей семье, о ее реликвиях, о ее традициях, государственных наградах, фотомонтажи.
 — начать работу по созданию семейного архива.

Результаты: творческой работы студентов
 — проведения конкурсов; участия в региональных конференциях студентов; презентация конференции в группах. Великолепный материал для классных часов: «Мой брат служил в Афганистане», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Я гражданин  России», «Мой дом Новокузнецкий Строительный техникум», «Профессия моих родителей».
Цели, которые ставятся при проведении подобных мероприятий очень важен для формирования гражданственности позиций человека и сознательности патриотизма:
 — формирование духовного единства семьи через составление своей родословной. (Где опорой семьи является род с его образом жизни);
 — воспитывать чувства гордости за своих родителей, за свой род;
 — формирование чувства долга перед Отечеством; благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу родину от фашизма.
 — воспитание любви к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам.

          Именно в этом заключается продуктивная созидательная сила патриотизма: с ранних лет закладывать у подростков готовность бороться и выстоять, преодолеть многие трудности во имя долга, во имя своей семьи. Они то и прививаются не только на уроках, но и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песнь, отчий дом, воспоминания деда – ветерана, семейные реликвии… именно это источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это оно?

          Отечественная война, например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело победы – наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример уважения к славе предков.

         В образе жизни советской семьи, в преемственности ее поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких.

 И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.
Для того, чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия. Следует говорить о Родине, о преданности служении Родине. Подростки приемлют слово в момент душевной распахнутости к ним. Надо находить и использовать эти минуты, тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем глубокий след.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе направление поисковой работы -

«Моя малая Родина»

«Профессия – защитник Родины»

  

 Важнейшую сторону патриотизма составляет убеждения о необходимости всесторонний, в том числе военной защиты Отечества.  Его практическим выражением вступала всегда морально-психологическая готовность народа к отражению возможной агрессии, забота об обществе и всей страны.
Как измерить в современных условиях ответственность российского солдата, охраняющего Отчизну.

 

 

 

 

Наши мальчики, вчерашние студенты  нередко избирают для себя военную профессию. Избирают сознательно, хотя знают, что она, конечно, связана с трудом, с постоянным преодолением самых разных, порой недостаточно прогнозируемых трудностей. Что и говорить, нелегкая, но сверхнужная профессия для государства – профессия – родину защищать. Качества необходимые патриоту, не даются от рождения. Здесь необходима кропотливая работа по формированию личности, убежденного патриота, стойкого и умелого защитника  Родины.

Современное оружие, находящееся сейчас в руках воина, предъявляет к нему ряд и других требований: надо быть готовым взять на себя ответственность, оперативно принять единственно правильное решение.

 Согласимся: такое по плечу человеку, сформировавшему мобильное мышление, способность предельно быстро и точно рассчитать возникшую ситуацию. На своих героях мы учимся.

 

      

 

 

 2017 год дал уникальную возможность для существенного усиления всей системы патриотического воспитания молодежи в нашем техникуме. В гости к студентам были приглашены  ветераны Великой Отечественной войны, участники Афганской войны — члены Союза Ветеранов Афганистана.    Большой отклик в сердцах ребят нашел митинг – реквием «Герои – среди нас»,посвященный открытию мемориальной доски в кабинете истории техникума – выпускнику 1979 года, Петру Грекову. У Афганской войны есть свой страшный счет – 134 кузбассовца не вернулось домой. среди тех, кто погиб наш выпускник — Греков Петр Валентинович (24.08.1960−28.04.1985 гг.).

 

         

            Сбылась его мечта (04.08.1979−1985 гг.), когда он окончил Дальневосточное высшее командное училище г. Благовещенск, и с ноября 1985 в Афганистане. За мужество и отвагу награжден двумя медалями, а  самое главное двумя орденами Красной Звезды, причём второй орден посмертно. 

 

 

 

                                            

В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но всё же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освещены любовью к Родине, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, ее интересам.

Осталась мать, сын Алексей и жена Светлана (живут в г. Владивосток). Его мама, Майя Евгеньевна Скрипник, постоянная участница встреч со студентами групп техникума. Она приезжает на праздник День Победы и вместе с нашими ветеранами техникума, пробуждают патриотические чувства у ребят. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма.

 

Важным фактором, оказавшим в данном случае  влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился  русский национальный характер, обусловили его своеобразные черты:                                                   

Вот они:

Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь. Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях.

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения. Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям.

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира. Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.                                      Личный пример офицера своим подчиненным.                                                          Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

     Значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.  Сегодня многие не верят в наш характер, в нашу силу и спрашивают: почему?

   Ответ в трех словах — присяга, долг, патриотизм:

присяга — клятва Родине;

долг — обязанность перед Родиной;

патриотизм — любовь к Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

Третье направление в поисковой работе — «Моя малая Родина»,
«Город, шагнувший в века», посвященное 400-летию празднования города Кузнецка- Сталинска – Новокузнецка.

       Свята любовь людей к своей великой Родине – России. Однако, у каждого человека есть особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а зачастую и прожил всю жизнь. Это его родной край. История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. И праздничный  400-летний юбилей  родного  города  Новокузнецка можно рассматривать в качестве дополнительного повода для изучения памятников городской архитектуры, наполнение исторических территорий культурным содержанием.

 

 

Справедливо замечено: без прошлого не может быть будущего, знать и помнить об этом – святой долг каждого достойного гражданина Отечества.

Развивать интерес и уважение у студентов к  родному краю и его истории;

Способствовать патриотическому воспитанию  молодежи, чтобы  наполнить  их гордостью  за  прошлое 400-летие г.Новокузнецка и желанием  заботиться о настоящим, думать о будущем;

¨ Город Новокузнецк является одним из старейших городов в Сибири.
Основан приблизительно в 1617—1618 гг. С 1620 года и до конца XVIII века острог, бывший первоначальным ядром города, находился на возвышении правого берега Томи.
Современный Новокузнецк образован 3 июля 1931 решением Президиума ЦИК СССР из посёлка Сад-город (с 1929) при строящемся металлургическом заводе. В 1926 году  председатель Госплана СССР В.В. Куйбышев утвердил строительство                           Урало – Кузнецкого Комбината. План предусматривал перевозку железной руды с         Урала в Кузбасс и коксующего угля  в тех же эшелонах из Кузбасса на Урал.

 Под строительство завода были снесены три старинные деревни: Горбуново, Бессонова, Араличево. Абаканский хребет защищал высокие трубы от ветра, в раствор добавляли воду из реки Конобенихи.  Всего строило завод, по разным данным, от 15 до 50 тысяч человек. Жилья не было, рыли землянки,утеплялись соломой, еловыми ветками, буржуйки и уголь выдавали бесплатно. Самый большой земляночный городок тянулся вдоль болота от современного кинотеатра «Октябрь» до Вокзала.

 

 

 

В 1929 году по проекту американской фирмы «Фрейн» под руководством главного инженера Ивана Бардина началось строительство Кузнецкого металлургического комбината, заработавшего в 1931 году. Современный Новокузнецк образован 3 июля 1931 решением Президиума ЦИК СССР из посёлка Сад-город (с 1929) при строящемся металлургическом заводе. В 1941 году были пущены эвакуированные Новокузнецкий алюминиевый завод и Кузнецкий завод ферросплавов; Кузнецкий Металлургический комбинат выпускал военную продукцию, из стали КМК были сделаны боевые машины нескольких танковых соединений. Позднее был построен Западно-Сибирский металлургический комбинат  (1964 год).

 

       Современный Новокузнецк образован 3 июля 1931 решением Президиума ЦИК СССР из посёлка Сад-город (с 1929) при строящемся металлургическом заводе.

Переименованный в мае 1932 в Сталинск. А 5 ноября 1961 г., Указом Президиума ВС РСФСР г. Сталинск переименован в г. Новокузнецк.

В 1930-х годах сталинская индустриализация СССР превратила город в важный угледобывающий и промышленный центр.

«Никто не забыт, ничто не забыто» — значение этих слов не должно быть обесценено, должно всегда быть заповедью, святым обетом героям всех времен и всех поколений. Вопреки переломным эпохам, вопреки экономическим трудностям, вопреки любым менталитетам. Высоты, заводы и шахты могут быть безымянными. Но тот, кто штурмовал и отстаивал их, то, кто возводил металлургические гиганты, кто строил города, кто ежедневно рискует жизнью в забое, — тот имеет имя, а имя должно жить всегда.

 Прошли годы, но не забыты подвиги и свершения наших дедов и отцов. Память о них священна. Их жизнь, дела, их подвиги, их имена увековечены в монументах и обелисках, в названиях улиц, аллей, проспектов и площадей.

У каждого человека особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь – это его малая Родина.

 

 

                          

 

 

 

 

                                      Современный город Новокузнецк

 

 

          Сейчас, когда в Новокузнецке осуществляется обширная программа по реставрации исторических памятников и созданию историко-мемориальной зоны, сложились благоприятные условия для проведения комплексных научных раскопок. Было бы преступлением не сделать достоянием науки то, что еще сохранилось в непрерывно растущем индустриальном городе от его исторических корней.

Если вы въезжаете в город со стороны Прокопьевска или из аэропорта, то издалека видится огромный стенд со словами «Вас приветствует орденоносный Новокузнецк!» Здесь начинается город Новокузнецк, его Куйбышевский район.
Не случайно район шахтеров и металлургов, авиаторов и железнодорожников, строителей и студентов – является немеркнущей славой и гордостью Новокузнецк, его недалекая, но уже ставшая легендой история

Как распорядится история: чьи имена увековечит в названиях улиц? Время – строгий судья. Однако можно не сомневаться, что новые улицы и проспекты города будут носить имена героев сегодняшних – героев Афганистана и Чечни, строителей и академиков, героев труда.

 

Знать историю родного края, значит:
 — уметь ценить его прошлое;
 — любить настоящее;
 — каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни своих соотечественников.

Заключение.

 В последние годы патриотизм теряем былое значение. Причем многие просто равнодушны к этим нравственным ценностям. Для России, многонациональной и огромной страны, невозможно развитие без прочных нравственных основ, в числе которых патриотизм – едва ли не самая главная категория.

Любое большое, играющее существенную роль в мире государство, а тем более со сложным национальным составом, не может не заботиться о воспитании у своих граждан патриотизма. Сегодня в России много изменилось. К 80-ым годам, когда СССР вступало в полосу экономического и идеологического кризиса, революционная романтика и революционные традиции утратили значение для подавляющего населения страны. Для молодежи 90-ых годов революция и все с ней связанное, было уже далеким прошлым, почитание которого превратилось в надоедливый и бессмысленный ритуал. Самое святое, что осталось у всех от прошлого, это память о Великой Отечественной Войне, которая стала важнейшим и трагическим фактором сплочения в единый народ.

  Сегодня мы снова говорим о Важной Победе. И это чрезвычайно важно. Общество обязано еще при жизни ветеранов войны воздать им должное уважение и благодарности за жизнь нынешних россиян. Тот факт, что для большинства граждан нашей страны, в том числе, смею надеяться, для современного российского студенчества Великая Отечественная война остается частью живого исторического опыта, позволяет на ее примере придать национальную силу принципиальным вопросам.

Без продуманных ответов на эти вопросы невозможен сознательный патриотизм. Что из недавнего и более отдаленного исторического опыта нашего народа может сегодня послужить воспитанию патриотизма? На каких основаниях должен базироваться патриотизм?

Наверное, истинный, направленный на создание патриотизм возможен только на фундаменте национального самосознания. Россияне – это гражданственная и культурная, а не этническая категория, возвращаясь к теме Великой Отечественной войны. В техникуме существует «Совет ветеранов», которые активно учувствуют в студенческой жизни техникума. Выступая на Дне Победы в мае 2018 г. председатель «Совета ветеранов» — Андрух Л.И.,обращаясь к преподавателям и студентам, произнесла простые и мудрые слова: «Запомните нас победителями. Главное что мы хотим передать вам, это дух победителей, который из нашего поколения не выбили ни время, ни испытания».

Мы слышим, что нужны новые подходы к воспитанию и сохранению у молодежи тех духовных и гражданских качеств, которые просто необходимы будущей России.

Литература

 

 

  1. Руглова Л. В. «Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе развития общества» Дис… Канд… пед. наук. – Кемерово, 2005 г.
  2. Ядченко Е. М. «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у студентов ССУЗОВ » СПО, №8 2008 г.
  3. Кобелев О. И. «Профессия – защитник отечества» СПО №2, 2006 г.
  4. 5.Буторина, Т.С. «Воспитание патриотизма средствами  образования» /Т.С. Буторина, Н.П. 
  5. Овчинникова –СПб:КАРО, 2004 -224с /
  6. Гасанова, З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан»,/З.Т. Гасанова, // Педагогика -2005, №6. С.59−63 /
  7. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики./ Н.П. Овчинникова // Педагогика 2007,-№1 с 93 -101//
  8. Книга памяти. Афганистан 1979 – 1989.Кемерово, 2005. Администр. –я Кем.обл., Организация  Российского Союза ветеранов  Афганистана