ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Кафедра «Автомобильный транспорт и наземные технологические системы»

История кафедры

https://www.altstu.ru/media/f/Emblema-kaf.-ATiNTS.jpg

Кафедра организована 1 сентября 2025 г. согласно приказу ректора № Д-300 от 20.05.2025 путём объединения кафедр «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Организация и безопасность движения» и части кафедры «Наземные транспортно-технологические системы», которая ранее называлась «Сельскохозяйственное машиностроение».

История кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство» (АиАХ) была организована в сентябре 1962 года (приказом № 324 от 01.09.1962 г.). В то время она называлась кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» и была создана с целью подготовки специалистов в области технической эксплуатации автомобилей.

Необходимость создания кафедры была вызвана тем, что страна готовилась к резкому увеличению выпуска автомобилей. Строились новые заводы, расширялись и реконструировались заводы ЗИЛ, ГАЗ, ЗАЗ. Ожидалось резкое увеличение автомобильного парка, в том числе и в Алтайском крае. Поэтому и было принято решение организовать в Алтайском политехническом институте подготовку инженеров-эксплуатационников по автомобильному транспорту.

При организации кафедры в её составе было три человека: Кошкарёв Евгений Николаевич – заведующий кафедрой, Черeпов Олег Дмитриевич и Королёв Виктор Александрович – преподаватели. Благодаря усилиям первых сотрудников кафедры расширяется её лабораторная база.

Большой вклад в становление кафедры внесли старшие преподаватели Родионов Юрий Николаевич, Стремилов Василий Георгиевич, заведующий лабораториями Зотов Виктор Васильевич – участники Великой Отечественной войны.

Евгений Николаевич Кошкарёв — участник войны, был награжден двумя боевыми орденами, возглавлял кафедру с 1963 по 1973 года. Наряду с этим он был деканом сначала заочного, а затем машиностроительного факультетов до 1974 года.

В 1963 году начали учебу первые студенты дневного отделения — две группы, 39 человек. В 1965 году состоялся первый выпуск. Дипломы инженеров-механиков автомобильного транспорта получил 21 выпускник. С 1966 года открыта подготовка студентов заочной формы обучения, а с 1968 года — вечерней.

Много труда вложил в создание лаборатории безопасности движения и автодрома доцент Шумов Николай Викторович.

Лабораторная база постепенно расширялась. Добавилась лаборатория по ремонту автомобилей на по адресу ул. Пролетарской, 61. В 1964 году кафедра была переведена в главный корпус, где получила два помещения — небольшую комнату 261 для преподавателей и рядом помещение для лаборатории технической эксплуатации автомобилей. В строительном корпусе кафедре выделили еще два помещения. В одном из них разместилась лаборатория устройства автомобилей и ремонта, во втором стоял учебный автомобиль, а позднее был смонтирован автомобильный гидроподъемник.

В 1970 году кафедра переселяется в новый корпус «В», где получает преподавательскую, кабинет заведующего кафедрой и четыре помещения под лаборатории. Кроме этого, в лабораторном корпусе «Б» кафедре было выделено два больших помещения.

С 1973 года кафедрой руководил к.т.н. Королёв Виктор Александрович, которого в 1975 года сменяет к.т.н. Пантилеенко Виталий Иванович. Он возглавлял кафедру с 1975 по 1986 год. В это время в двух больших помещениях лабораторного корпуса «Б» были достроены вторые этажи, на которых были оборудованы ещё пять лабораторий. Затем был построен гараж для учебных автомобилей, оборудован автобус для проведения дорожных испытаний, начинается строительство автодрома.

В 1981 году по инициативе декана Автотракторного факультета Токарева Александра Николаевича, доцента В.И. Пантилеенко и инженера Медведева Виктора Ивановича при кафедре была организована лаборатория спортивных автомобилей.

С 1986 по 2021 год кафедру возглавлял д.т.н., профессор, член-корреспондент Академии транспорта России, член-корреспондент Академии наук Высшей школы Павлюк Александр Сергеевич. При его руководстве в 1988 году была завершена большая работа по строительству автодрома, оборудована площадка, построен блок необходимых помещений.

С 1987 года начался процесс становления компьютерного класса, который был завершён в 1997 году. Эта работа проходила при активном участии доцентов Автоманова Владимира Георгиевича и Левина Виктора Филипповича, старшего преподавателя Бизяева Сергея Николаевича, аспиранта Мягкова Юрия Павловича, Шенкнехта Юрия Ивановича.

В 1996 году организована лаборатория новых систем автомобилей.

С 2021 по 2025 год кафедру возглавлял к.т.н., доцент Баранов Алексей Сергеевич.

Коллектив кафедры АиАХ

Коллектив кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство», 2011 г.

1-й ряд, слева-направо: Баранов Алексей Сергеевич, Валекжанин Александр Иванович, Пантилеенко Ярослав Витальевич, Панин Алексей Владимирович, Величко Александр Васильевич, Шенкнехт Юрий Иванович, Левин Виктор Филиппович, Шумов Николай Викторович;

2-й ряд, слева-направо: Семёнов Михаил Иванович, Пантилеенко Виталий Иванович, Иванова Людмила Дмитриевна, Павлюк Александр Сергеевич, Савицкий Алексей Алексеевич.

История кафедры «Организация и безопасность движения»

Кафедра «Организация и безопасность движения» была открыта в апреле 2005 года на основании открытия в АлтГТУ на Автотранспортном факультете специальности «Организация и безопасность движения» со специализацией «Эксплуатация дорог и организация движения». Открытие этой инженерной специальности было вызвано необходимостью подготовки кадров для решения проблемы совершенствования организации дорожного движения, снижения аварийности в городах и на дорогах Алтайского края.

Открытие специальности ОБД на Автотранспортном факультете произошло не на пустом месте. Автомобильная тематика при подготовке специалистов существовала еще с начала образования нашего технического университета, а именно с 1942 года. Первыми студентам нашего вуза были 77 студентов, обучавшихся ранее в Москве (МАМИ) по автомобильному делу. Первой кафедрой, образованной в нашем вузе, была кафедра «Энергетика и автотранспортное дело». С этого момента можно считать, что автомобильная тематика прочно вошла в наш вуз.

С 1945 года институт готовит специалистов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», с 1947 – по специальности «Сельскохозяйственные машины и оборудование», а с 1962 – по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Все эти специальности, так или иначе, были связаны с автомобильным транспортом. Открытие этих специальностей позволило создать хорошую учебную базу для подготовки инженеров по автомобильному профилю, создать кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава. На момент открытия кафедр на Автотранспортном факультете, в состав которого вошла кафедра ОБД, имелся собственный автодромом, позволяющим студентам обучаться вождению автомобиля; учебные лаборатории по конструкции двигателя и автомобиля в целом, по эксплуатации автомобилей; классы по обучению студентов правилам дорожного движения и многие другие лаборатории.

Всё это позволило без особых капиталовложений открыть подготовку специалистов по организации и безопасности движения, так как некоторые дисциплины специальности ОБД были схожи с дисциплинами, читаемыми на кафедрах автомобильного профиля, а часть дисциплин была тесно связана с дисциплинами, читаемыми на других кафедрах нашего вуза. В качестве лабораторной базы в начале пути использовались лаборатории кафедр автомобильного профиля.

На первых порах становления кафедры ОБД ей было выделено кафедрой СХМ помещение под кафедру (18 м2), а кафедра АТ выделила учебную аудиторию в корпусе «Б» (площадью 52 м2), где и был организован дисплейный класс кафедры ОБД с недостающими лабораториями. В последствии, с вводом в строй нового строительного корпуса в 2012 году, кафедра ОБД была переведена в лабораторный корпус, где ей были выделены помещения для организации собственной лабораторной базы.

Первый набор студентов на специальность ОБД на дневное отделение был произведен в 2005 году, в количестве 24 человек (1 группа). В 2006 г. уже было набрано 2 группы на дневное отделение и 1 группа на очно-заочное (вечернее) отделение. Для целенаправленной подготовки специалистов кафедрой был заключен договор с УГИБДД и ГУП «Алтайавтодор» о целевой подготовке специалистов. В 2006 г. по линии ГИБДД было принято 4 человека, а по линии «Алтайавтодор» – 1 человек.

На момент открытия набора студентов на специальность ОБД (на 01.09.2005 г.) на кафедре работали: Токарев Александр Николаевич – и.о. зав. кафедрой, Ульрих Сергей Александрович и Каширский Дмитрий Юрьевич. В 2005 году на кафедре была открыта аспирантура.

До 2011 года кафедра ОБД вела подготовку специалистов по специальности «Организация и безопасность движения». С 2011 года, когда университет согласно закону №232-ФЗ перешел на подготовку специалистов по новым Федеральным государственным образовательным стандартам по многоуровневой образовательной системе, кафедра вела приём студентов уже по направлению 190700 – Технология транспортных процессов (ТТП) по профилю «Организация и безопасность движения». В 2012 году Учёный совет университета разрешил кафедре вести подготовку бакалавров и по профилю «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» в рамках направления ТТП.

Кафедра «Организация и безопасность движения» на 01.01.2020 г.:

− 7 штатных человек профессорско-преподавательского состава (Токарев Александр Николаевич, Павлов Сергей Николаевич, Нечаев Константин Сергеевич, Павлова Юлия Владимировна, Огнев Иван Владимирович, Матиевский Герман Дмитриевич, Шишкалова Мария Андреевна) и 2 совместителя (Ведяшкин Валерий Иванович, Попов Василий Сергеевич);

− шесть учебных лабораторий, оснащённых оборудованием;

− передвижная научно-исследовательская лаборатория по безопасности дорожного движения и определению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

https://www.altstu.ru/media/f/01image003.jpg

Первый выпуск кафедры ОБД с профессорско-преподавательским составом (июнь 2010 г.)

1-й ряд, ППС, слева-направо: Нечаев Константин Сергеевич, Каширский Дмитрий Юрьевич, Токарев Александр Николаевич, Ульрих Сергей Александрович, Павлов Сергей Николаевич;

2-й ряд, студенты гр. ОБД-51, слева-направо: Зейберт М, Поляков С., Боровиков А., Зубов К., Черненко А., Попов В., Коваленко А., Крохолев С., Коробов И., Манакова А., Губина Е., Мышов И., Стариков С.

История кафедры «Сельскохозяйственное машиностроение»

Кафедра «Сельскохозяйственное машиностроение» – одна из старейших кафедр Политеха.

Специальность «Сельскохозяйственные машины» была открыта в сентябре 1947 г. в Алтайском машиностроительном институте (АМИ), история которого началась на Алтае с 1942 года на базе эвакуированного в Барнаул Запорожского машиностроительного института. Тогда был организован первый набор 25 человек. Одновременно АМИ был преобразован в институт сельскохозяйственного машиностроения (АИСХМ).

Открытие этой специальности было вызвано тем, что Алтай, как и страна в целом, нуждался в инженерных кадрах конструкторов для отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Первые наборы студентов на специальность почти наполовину состояли из фронтовиков. Именно они задавали тон в учебе, демонстрируя серьезное отношение к делу, огромную целеустремленность и трудолюбие. Неудивительно, что каждый из них стал впоследствии незаурядным инженером, крупным специалистом отрасли.

С открытием специальности создана и кафедра СХМ, на которой первоначально работал только её заведующий, а в 1948 г. штат пополнился ещё тремя преподавателями.

До 1965 года при открытии кафедры ей первоначально было выделено несколько помещений под преподавательскую и лаборатории в старом здании института по улице Интернациональной. В 1970 г. кафедра переселилась в новый корпус «В», а в лабораторном корпусе «А» получила два больших помещения. В одном из них был оборудован машинный зал с почвенным каналом, а в другом силами преподавателей и студентов отстроен второй этаж и образованы учебные, научные лаборатории, мастерская, аудитории для проведения лекционных и практических занятий.

Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Грищенко Федор Васильевич, многое сделавший для становления кафедры и организации учебного процесса. С 1953 г. по 1963 г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Спичкин Ливерий Максимович. С 1964 г. по 1973 г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Ким Роман Александрович, добрейшей души человек, кладезь изобретательских идей. С 1973 г. по 1979 г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Болгов Алексей Трофимович. В эти годы возглавляемая им научно-исследовательская лаборатория НИЛ-4 наряду с исследованиями трансмиссии трактора занялась исследованием динамической нагруженности рабочих органов сельхозмашин. В разное время на кафедре преподавали Ворона Юрий Степанович, Земляков Владимир Иванович, Кибкало Лидия Михайловна, Шалагинов Юрий Владимирович, Фёдоров Сергей Николаевич, Яковлев Василий Тимофеевич и многие другие коллеги.

Вспоминает Салеев Фарид Исмаилович (к.т.н., доцент, Заслуженный изобретатель РФ): «Середина шестидесятых годов… Наша кафедра тогда располагалась в двухэтажном бревенчатом доме, расположенном на пересечении ул. Пролетарской и ул. М. Горького, там, где сейчас находится вновь отстроенное здание краевого управления лесами. В этом доме, огороженном забором, была вахта. Здесь же размещались ещё военная кафедра и кафедра «Автомобили и тракторы».

На старших курсах курс по почвообрабатывающим машинам понятно и доходчиво читал выпускник нашей кафедры Смирнов Лев Фёдорович. Он активно сотрудничал с заводом Алтайсельмаш. Еще запомнилось, что Лев Фёдорович и его научный руководитель к.т.н., доцент Ким Роман Александрович одними из первых в мире предложили корпус плуга с ромбическим сечением.

Технологию сельскохозяйственного машиностроения нам читал выпускник аспирантуры МВТУ им. Баумана, к.т.н., доцент Гриванс Юлиан Матвеевич – участник Великой Отечественной войны. Его лекции охватывали широкий круг вопросов технологии машиностроения, начиная от общих вопросов и переходя к методике проектирования приспособления для механической обработки деталей, проектированию прессформ, листовой и объемной штамповке.

Когда я учился в вузе, нашей кафедрой заведовал к.т.н., доцент Ким Роман Александрович. Ему одному из немногих кандидатов наук нашего вуза тогда было предоставлено право руководства аспирантурой. Среди защитивших кандидатские диссертации под его руководством были Автоманов Владимир Георгиевич, Яковлев Василий Тимофеевич, Овчинников Яков Лаврентьевич, Земляков Владимир Иванович и я.

Среди аспирантов Р.А. Кима особо хочу отметить Фёдорова Сергея Николаевича. Он был выпускником кафедры 1970 года. После окончания с отличием вуза он был распределен на кафедру «Сопротивления материалов» ассистентом. С присущей ему дотошностью изучил этот предмет. В 1972 году был принят аспирантом на нашу кафедру. Занимался укрытием черноплодной рябины на зиму. В течение нескольких лет выполнял хоздоговорные темы для Научно-исследовательского института садоводства Сибири. Сергей Николаевич спроектировал и принял самое активное участие в изготовлении и испытаниях нескольких опытных образцов укладчиков. Одним из первых на кафедре Фёдоров С.Н. начал оформлять и подавать заявки на изобретения. Вспоминается, что благодаря усилиям и инициативе Фёдорова С.Н. нашей кафедре удалось вернуть первенство в разработке и проектировании плугов с ромбическим сечением».

С 1979 г. кафедрой заведовал д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ Семёнов Владимир Филимонович.

Вспоминает Салеев Ф. И.: «В 1972 году наша группа СХМ-61 участвовала в учениях по гражданской обороне. Инспекцию проводили руководители вуза, факультета и нашей кафедры. Тогда все мы обратили внимание на очень молодого преподавателя в шляпе и в светлом плаще. Потом мы узнали, что это был преподаватель кафедры, к.т.н. Семёнов Владимир Филимонович. После выпуска он немного поработал на заводе Трансмаш, а затем поступил в целевую аспирантуру Института сельскохозяйственного машиностроения в г. Ростов-на-Дону, которую успешно завершил и в возрасте 27 лет защитил диссертацию на соискание ученой степени к.т.н. Вернувшись в Барнаул, молодой учёный не остановился на достигнутом и взялся за работу над докторской диссертацией. Познакомившись с трудами профессора Гячева Л. В., выбрал в качестве исследования тему по механико-технологическим основам истечения сыпучих материалов из ёмкостей, по которой в 1979 году в СИБИМЭ (г. Новосибирск) защитил докторскую диссертацию. В этом же году Семёнов В.Ф. был избран по конкурсу заведующим кафедрой СХМ».

Под руководством Владимира Филимоновича защищены кандидатские диссертации преподавателями кафедры СХМ Сороченко Сергеем Фёдоровичем (1996 г.), Дрюком Виктором Андреевичем (2006 г.). Владимир Филимонович также был создателем и председателем Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при АлтГТУ.

В 2007 г. заведующим кафедрой избран д.т.н., профессор Ситников Александр Андреевич. Под его руководством в 2009 г. при кафедре организовано предприятие ООО «Малое инновационное предприятие сельскохозяйственного машиностроения» (директор Нефёдов Евгений Николаевич), занимающееся инновационными разработки кормоприготовления. Итог работы предприятия: разработаны и изготовлены образцы кормоприготовителей с центробежно-роторными дисмембраторами для получения жидких кормовых смесей; защищены две кандидатские диссертации – в 2012 г. Камышовым Юрием Николаевичем, в 2015 г. Макаровой Натальей Александровной.

Ситников Александр Андреевич также был инициатором создания в 2014 г. Студенческого конструкторского бюро (СКБ), ныне входящего в ИЦ АлтГТУ «ХимБиоМаш». СКБ является хозрасчетным подразделением, его сотрудниками являются, в основном, студенты специализации «Технические средства агропромышленного комплекса», которые устроены на работу в должности техника или техника-конструктора. Студенты, работая в СКБ над проектами для реального сектора экономики, получают опыт работы, стаж работы, заработную плату. Руководящий состав СКБ: д.т.н. Сороченко Сергей Федорович (научный руководитель), к.т.н. Дрюк Виктор Андреевич, Одинцов Вячеслав Константинович, Чуклин Никита Михайлович, Угаров Василий Андреевич, Раззамазов Никита Иванович. За время своего существования СКБ выполнило более 50 хозяйственных договоров для агропромышленных предприятий Алтайского края; разработаны около 20 образцов машин – от почвообрабатывающих до ягодоуборочного комбайна; школу СКБ прошли более 50 студентов, основная часть которых после выпуска работает в должности инженера-конструктора; выпускники занимают высокие должности на предприятиях Алтайского края, а также в головном предприятии отрасли (ООО «КЗ «Ростсельмаш»).

https://www.altstu.ru/media/f/02image004.jpg

Коллектив кафедры «Сельскохозяйственное машиностроение», 2014 г.

1-й ряд, слева-направо: Терёхин Сергей Васильевич, Макарова Наталья Александровна, Салеев Фарид Исмаилович, Овчинников Яков Лаврентьевич, Лернер Евгений Ильич, Тюленев Николай Викторович, Дрюк Виктор Андреевич, Серова Татьяна Евгеньевна, Сороченко Сергей Федорович;

2-й ряд, слева-направо: Иванайский Александр Анатольевич, Нефёдов Евгений Николаевич, Почтер Сергей Валерьевич, Головин Игорь Юрьевич, Ситников Александр Андреевич, Камышов Юрий Николаевич, Суворов Сергей Александрович, Яковлев Владимир Иванович, Иванайский Евгений Анатольевич.

Настоящее время

В настоящее время кафедру возглавляет д.т.н., доцент Сергей Федорович Сороченко. На кафедре работают 40 человек, среди которых 37 преподавателей (2 доктора наук, 14 кандидатов наук), 6 человек учебно-вспомогательного персонала.

Кафедра АТиНТС выполняет подготовку по направлениям:

− среднего специального образования: 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов;

− бакалавриата: 23.03.01 Технология транспортных процессов, 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов;

− специалитета: 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (профиль Технические средства агропромышленного комплекса);

− аспирантуры: 4.3.1 Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса.