(на примере Автотранспортного факультета или на примере специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»)
Шенкнехт Ю.И., Коваль М.Ю.
Основными составляющими образования являются воспитание, обучение и развитие. Однако следует отметить, что подобное разделение условно, поскольку в реальном процессе образования все указанные сферы связаны и представляют собой единый процесс, имеющий в последнее время актуальное значение в связи с реформированием образования, когда проблема воспитания в вузах стоит особенно остро.
Новая идеология общества, новая социальная среда и реалии ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия обучения и воспитания, которое должно стать неотъемлемой частью деятельности университета еще и в силу того, что в последнее время изменился социально-психологический портрет студенчества. Студенты нынешнего времени имеют иные моральные критерии и жизненные ориентиры, нередко вынуждены обеспечивать себя материально, подвержены стрессам, пренебрежительно относятся к учебе. Одна из причин подобного поведения студентов видится в недостаточной организации учебного процесса, в несоответствии учебных программ и методов обучения требованиям времени, в доминировании авторитарного стиля общения, в игнорировании интересов и прав студентов. Именно поэтому воспитание как способ социализации и адаптации в меняющемся обществе следует рассматривать в качестве одного из главных компонентов образования. Воспитание в высшей школе должно пониматься как специальная работа, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, на оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, на создание условий для самореализации личности. Воспитательная работа в вузе не только создает условия для саморазвития студентов, но и ориентирует их на будущую профессиональную деятельность, иначе говоря, у студента должны формироваться не только личностные, но и профессионально значимые качества. Таким образом, целью воспитания является разносторонне развитая личность будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием.
Основными участниками воспитательного процесса являются общество, студент, преподаватели и сотрудники университета. Процесс воспитания в вузе должен идти по двум направлениям:
- через внеучебную деятельность, т.е. в свободное от учебы время;
- через учебный процесс, иначе говоря, во время учебных занятий, что и является предметом изучения данной статьи.
Воспитательные задачи во время учебных занятий выполняются в скрытой формы и в открытой, целенаправленной форме. Скрытая форма воспитательного процесса представляет собой воздействие всей организации, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студентов. Так, например, соблюдение учебной дисциплины преподавателем, демонстрация преданности науке, заинтересованность в успехе студентов, правильная речь, хорошие манеры и т.д. – все это имеет положительное воспитательное значение и формирует у студентов добросовестность, исполнительность, трудолюбие, ответственность и другие положительные качества. Студент неосознанно перенимает данные черты у преподавателя.
Воспитание в открытой форме – это целенаправленное воздействие содержанием учебной дисциплины на становление личности студента. Например, решение проблем, исследовательская работа формируют у студентов умение аргументировать, самостоятельно мыслить, вкус к научному поиску, развивает творчество, профессиональные умения.
Однако в настоящее время не в полной мере обеспечивается единство воспитательного и учебного процессов, поскольку зачастую учебная информация отодвигает на задний план воспитание на занятиях. Причины этого в том, что многие преподаватели считают воспитательную работу второстепенной. Необходимо отметить, что в преподавании любого предмета следует использовать те фрагменты, которые имеют воспитательное значение. Так, например, применение компьютера в учебном процессе способствует воспитанию самостоятельности личности, точности в работе и ответственности. При привлечении студентов к научно-исследовательской работе личность развивается творчески, формируется система осознанных знаний, ответственность за выполнение учебно-производственных заданий.
В соответствии с основными целями воспитания выделяются следующие его направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное, спортивно-оздоровительное, которые должны присутствовать на всех уровнях учебной и внеучебной работы: на лекциях, семинарах, производственной практике, в работе кураторов со студентами, в деятельности студенческих общественных организаций.
Профессионально-трудовое воспитание – это специально организованный процесс привлечения студентов к профессиональному труду, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессионально- трудовой деятельности и к связанным с ней социальным функциям в соответствии с направлением подготовки и будущим уровнем квалификации. Данное воспитание осуществляется на учебных занятиях по всем профессионально-ориентированным дисциплинам («Введение в специальность», «Транспортные перевозки», «Ремонт автомобилей» и т.д.) и во время производственной практики, когда формируются сознательное отношение к выбранной профессии, социальная компетентность, навыки межличностного делового общения, а также такие качества личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и другие. Происходит знакомство студентов с основами профессии, профессиональным опытом и этикой, повышение уровня адаптации к современному рынку труда.
Экологическое воспитание связано с формированием у студентов экологического сознания, нацелено на внимательное отношение к состоянию окружающей среды и является важной составляющей частью подготовки специалистов. Студенты знакомятся с основами экологической безопасности и природоохранной деятельности на таких дисциплинах, как «Экологическая безопасность автотранспорта», «Охрана труда и окружающей среды», а также на других занятиях по специальности. Воспитание в этой сфере нацелено на изменение технократического стиля мышления и создание эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырья, но и как к среде обитания.
Гражданско-правовое воспитание предполагает выработку у студентов таких качеств, как уважение к правам и свободам человека, любовь к университету и Родине, семье и т.д., включает в себя формирование гражданской позиции, политической культуры и сознательности, культуры межнационального общения, толерантность, знания правовых основ и законов, воспитание чувства ответственности. Воспитание патриотизма происходит при изучении таких дисциплин, как, например, «Развитие и история современного состояния мировой автомобилизации». Правовые знания студенты получают на «Правоведении», на занятиях «Экспертиза ДТП», «Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте», которые дают знания правовых основ профессии и тем самым воспитывают правовую культуру.
Культурно-нравственное воспитание является одной из важных задач воспитания, заключающееся в формировании образованности, культуры, справедливости, честности, порядочности, способности к сопереживанию, общественной морали у студентов. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.
Физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни направлены на развитие у студентов физических и духовных сил, укрепление выносливости, способствуют приобретению знаний о здоровом образе жизни, умственному развитию, помогают четкой организации труда, формируют представления об опасности курения, алкоголизма, наркомании и т.д. Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат психическую устойчивость в нестабильном обществе и стремление к жизненному успеху.
Таким образом, через учебные дисциплины возможно решать многие воспитательные задачи. В результате изучения гуманитарных курсов формируются мировоззрение и ценностные ориентации студентов. Естественные дисциплины способствуют выработке интеллектуальных умений, научного мышления. Общеинженерные и профессиональные дисциплины формируют умение использовать полученные ранее интеллектуальные умения, развитие творческих начал. Воспитательные задачи реализуются в процессе педагогического общения, в использовании активных методов обучения, побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочное решение. Коллективные виды деятельности способствуют приобретению навыков работы в коллективе, умения управления коллективом. Важное актуальное значение имеет и самостоятельная работа, вырабатывающая способность принимать решение и навыки самоконтроля.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о неделимости обучения и воспитание, которые представляют собой единый процесс целенаправленного формирования личности специалиста. Образование не может сводиться исключительно к передаче знаний, оно должно выполнять и такие функции, как формирование ряда новых личностных качеств, новых ценностных ориентаций, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество.
Литература
1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
2. Ягодкина В.В. Воспитательная деятельность в вузе как условие самореализации студентов // Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ»
//http:zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/0045.pdf.