ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания»

Свистула Андрей Евгениевич Свистула Андрей Евгениевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЕ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ доктор теxнических наук, профессор E-mail: svistula_ae@mail.ru
Аудитория: 219 ГК
Телефон: 8 (3852) 29-87-43

Расписание работы и часы приёма

Заведующий кафедрой:

Прием по личным вопросам: 14:00−15:00, вторник

Направления обучения и уровни подготовки

Бакалавриат академический

Магистратура

  • 13.04.03 — Энергетическое машиностроение

Аспирантура

О кафедре

В настоящее время на кафедре работают 13 преподавателей, в том числе 7 кандидатов наук (доцентов) 6 докторов наук (профессоров). За 55 лет работы кафедрой подготовлено около 2000 специалистов в области двигателестроения и смежных наук. Специалисты, подготовленные кафедрой, успешно работают в Алтайском крае и различных регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» является одной из старейших кафедр университета. История ее появления относится к тому далекому военному времени (1942 год), когда на кафедре «Энергетики и автотракторного дела» эвакуированного из Запорожья машиностроительного института началась подготовка инженеров по специальностям «Двигатели внутреннего сгорания» и «Тракторы».

В 1962 году в Алтайский политехнический институт приказом Минвуза РСФСР из Томского политехнического института была переведена специальность ДВС. Ежегодный выпуск специалистов по всем формам обучения вырос до 70 – 80 человек. Заведующим кафедрой ДВС (Томск-Барнаул) избран бывший заведующий кафедрой ДВС Томского политехнического института, известный специалист в области динамики ДВС, доктор технических наук, профессор Вячеслав Константинович Нечаев.

В 1965 году в эксплуатацию сдан учебно-производ­ственный корпус. Кафедра ДВС получила в нем значительные учебно-производственные площади, на которых в течение 3-х последующих лет были осуществлены: постройка двух звукоизолированных моторных боксов, монтаж ряда учебных и исследовательских установок. Кафедра к 1972 году располагала наилучшей материальной базой по сравнению со сходными кафедрами ДВС других вузов Урала и Сибири.

В 1973 г. на кафедру ДВС АПИ перешел бывший главный конструктор завода «Барнаултрансмаш» лауреат Сталинской премии Вегера Николай Леонтьевич. В 1974 г. ему было присвоено ученое звание доцента. Доцент Н.Л. Вегера впоследствии, до 2004 г., работал в должности профессора кафедры и внес значительный вклад в постановку и развитие учебно-методической и научно-исследовательской работ на кафедре.

В конце 60-х – середине 70-х гг. благодаря широкой известности Нечаева В. К. в научных и вузовских кругах, были установлены тесные деловые и личные контакты сотрудников кафедр ДВС вузов г. Москвы (МВТУ, МАМИ, МАДИ), г. Ленинграда (ЛПИ), г. Челябинска (ЧПИ, ЧИМЭСХ), г. Харькова (ХПИ, ХИИЖТ), г. Новочеркасска и многих других городов. Возросшая научная и методическая эрудиция преподавателей кафедры, успешная деятельность аспирантуры позволила многим сотрудникам кафедры и института защитить кандидатские диссертации (Л.В. Нечаев, Д.Д. Матиевский, Э.И. Брякотин, А.Л. Новоселов, И.Ф. Ефремов, А.В. Тюняев, Ю.С. Ворона, В.А. Синицын, А.А. Балашов, А.Е. Свистула, А.В. Гладышев, В.И. Дудкин, Г.В. Пыжанкин, Г.Н. Кобелев, С.П. Кулманаков, А.Г. Кузьмин,  В.Ю. Русаков, Е.А. Герман и др.). Ряд выпускников кафедры позже защитили докторские диссертации: Д.Д. Матиевский, А.Л. Новоселов, В.Е. Бажин, А.С. Павлюк, Л.М. Жмудяк, В.С. Попович, В.А. Вагнер, В.А. Синицин, В.С. Кукис, А.Е. Свистула и др.)

В 80-е гг. в системе высшего образования происходят существенные изменения, направленные на дальнейшее сближение вузов с производством и научными организациями. Следуя этим тенденциям, кафедра открывает на ОАО " Алтайский моторный завод» и ОАО ХК «Барнаултрансмаш» свои филиалы и переводит проведение части занятий по специальным программам целевого назначения (ЦИПС) в эти филиалы. К ведению занятий в филиалах привлечены ведущие специалисты заводов.

С 1978 года кафедру ДВС возглавлял Заслуженный деятель науки и техники, академик Академии транспорта РФ, академик Академии экологии и природопользования, д.т.н., профессор Дмитрий Дмитриевич Матиевский. Матиевским Д.Д. подготовлено 8 докторов и 25 кандидатов технических наук, опубликовано более 250 научных и научно-методических работ, получено 35 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Ежегодно в рейтинговой оценке кафедра ДВС занимала призовые места среди 24 аналогичных кафедр России.

В 2012 году кафедру возглавил д.т.н., профессор Свистула Андрей Евгениевич, который руководит кафедрой по настоящее время.

Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов для Алтайского моторного завода, завода «Барнаултрансмаш», Алтайского завода топливной аппаратуры, Алтайского завода прецизионных изделий и др. промышленных и научных организаций Алтайского края и России, в 2012 году начата подготовка магистров по профилю «Поршневые и комбинированные двигатели». В настоящее время кафедра ведет подготовку по всем формам высшего образования: бакалавриату, магистратуре, аспирантуре.

Профессорско-преподавательский состав кафедры: д.т.н., профессор А.Е. Свистула (заведующий кафедрой); к.т.н., доцент М.Э. Брякотин (заместитель заведующего кафедрой); д.т.н., профессор В. А. Синицын, д.т.н., профессор П. К. Сеначин; д.т.н., профессор А.А. Балашов; к.т.н., доцент Г.В. Пыжанкин; к.т.н., доцент С.П. Кулманаков; к.т.н., доцент А.Г. Кузьмин; к.т.н., доцент Е.А. Герман; к.т.н., доцент А.П. Сеначин.

 

Научная работа кафедры.

На настоящий момент сформировались несколько научных направлений, объединенных одной темой «Исследование быстроходных транспортных ДВС с целью повышения их мощностных, экономических, экологических показателей, увеличения надежности и долговечности»:

1. Физико-технические аспекты создания экономичного и  малотоксичного двигателя.

2. Исследование показателей рабочего процесса и систем газообмена быстроходных дизелей с наддувом.

3. Исследование рабочего процесса дизелей при работе на альтернативных топливах.

4. Энергосбережение.

5. Исследование  теплообмена и теплонапряженности ДВС.

6. Исследование и совершенствование двухтактных быстроходных бензиновых двигателей общего назначения.

7. Математическое моделирование воспламенения и сгорания топлива в ограниченных объемах и камерах сгорания ДВС. 

Контактная информация

E-mail:
kafdvs@mail.ru
Аудитория:
228, 220 ЛК
Телефон:
8 (3852) 29-87-22 , 8 (3852) 36-75-86
Факс:
8 (3852) 29-87-22