ruen
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Кафедра двигателей внутреннего сгорания

Научная школа

 История

Научная школа образовалась в 1942 году и окончательно сложилась к началу 70-х годов при объединении с научной школой Томского политехнического института. У истоков научной школы стоят имена профессоров И.Л.Варшавского, В.К.Нечаева, Л.Г.Зальманова, А.Н.Минаева, А.Т.Болгова и многих других.

Окончательное формирование школы прошло под руководством д.т.н., профессора Нечаева В.К. - крупного специалиста в области динамики ДВС. Его преемниками стали профессор Нечаев Л.В., под руководством которого выполнен большой комплекс работ по использованию газотурбинного наддува быстроходных транспортных дизелей АО "Барнаултрансмаш" и УТМЗ.

Профессором Д.Д.Матиевским и доцентом И.Ф.Ефремовым развита теория анализа индикаторных показателей быстроходных ДВС, на основе которой для предприятий страны выполнен комплекс работ, направленных на повышение топливной экономичности двигателей. Коллективом ученых под руководством профессора А.Т.Болгова выполнены исследования по динамике двигателей и тракторов. В последних работах активное участие принимали профессора А.С.Павлюк, Э.И.Брякотин и другие.

Настоящее

В последние годы в рамках научной школы проведены исследования по применению альтернативных топлив (проф. В.А.Вагнер, доцент С.П.Кулманаков) полученных на основе переработки углей Канско-Ачинского месторождения, по совершенствованию процессов смесеобразования в дизелях (проф. Д.Д.Матиевский, к.т.н. Э.И.Бургсдорф, доценты В.Т.Толстов, В.Ю.Русаков), снижение теплонапряженности двигателей (проф. В.А.Синицын, доц. В.Т.Толстов и др.)

Проведены работы по совершенствованию рабочего процесса, систем газообмена, топливоподачи и снижению теплонапряженности двухтактных карбюраторных двигателей.

Предложена новая конструкция цилиндра с фланцевым креплением карбюратора, увеличенной поверхностью теплоотдачи (проф. Синицын В.А., доценты Балашов А.А., Кузьмин А.Г.).

Разрабатываются системы мини-ТЭЦ на базе поршневых двигателей внутреннего сгорания для автономного и резервного энергоснабжения малых объектов энергопотребления      

Проводятся научно-исследовательские работы на тему: «Адаптация дизельных двигателей для использования топлив на основе рапсового масла». Также проводятся моторные испытания топлив на основе рапсового масла.      

Научная школа имеет обширные связи с научными школами России, СНГ и зарубежных стран.
Это проявляется в совместной подготовке кадров высшей квалификации и работах по объединенным программам с институтами теплофизики и механики СО РАН , институтом водных и экологических проблем СО РАН, МГТУ им.Баумана, С.-Петербургскими государственными техническим и аграрным университетами, Новосибирской академией водного транспорта, Российской академией транспорта /С.-Петербург/, Московской государственной автомеханической академией. Прочные связи поддерживаются с Восточно-украинским ГТУ /Луганск/, Томским ГТУ, Томской инженерно-строительной академией, Алма-Атинским энергетическим и Усть-Каменогорским строительно-дорожным институтами, Северным НИИ транспорта КНР.

Постоянно выполняются НИР по совершенствованию технико-экономических и экологических показателей быстроходных двигателей по научно-техническим программам "Экология" и "Сибирь" СО РАН, "Алтай" Минобразования и Миннауки России.Получены конкретные технические решения по переводу дизелей на газовые и альтернативные топлива, каталитических нейтрализаторов отработавших газов, систем наддува, защищенных патентами Российской Федерации. Конструкции отмечены Дипломами выставок в гг. Уфе, Новосибирске.

Руководителю научной школы Д.Д.Матиевскому присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации", профессору Нечаеву Л.В., к.т.н., доценту Пыжанкину Г.В., старшему преподавателю Брякотниной Н.М. присвоено звание - "Почетный работник образования Российской Федерации".

В рамках научной школы действует специализированный совет по защите докторских диссертаций по специальности 05.04.02 - тепловые двигатели.      

Ежегодно издаются учебные пособия по новым направлениям науки и выпускается межвузовский сборник научных трудов, проводятся раз в два года международные конференции по проблеме совершенствования быстроходных ДВС.

При научной школе есть аспирантура и докторантура, успешно занимающиеся подготовкой кадров высшей квалификации. Студенты ежегодно участвуют в программе Минобразования РФ "Ползуновские гранты".

Научно-исследовательской работой в ВУЗе занимаются более 3000 студентов и аспирантов. Под руководством опытных преподавателей студенты, аспиранты и школьники старших классов активно привлекаются к проведению научных исследований при выполнении хоздоговорных и госбюджетных работ, курсовых и дипломных проектов, участвуют в различных формах наукоемкого бизнеса.