ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Институт комплексных исследований Большого Алтая

ИКИБА реализован международный грант РФФИ и Министерства образования и науки Монголии

26.01.2018 15:16

В 2017 году научными сотрудниками Института комплексных исследований Большого Алтая был успешно реализован международный грант Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Монголии – «Изобразительное искусство Сибири и Монголии ХХ – начала XXI веков: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций», №15−24−03002 (научный руководитель – Шишин М.Ю.). Исследование по данной тематике проводилось в течение трех лет, с опорой на теоретические результаты предыдущих проектов, поддержанных РГНФ.

Реализованный российско-монгольский научно-исследовательский проект был посвящён изучению современного изобразительного искусства Сибири и Монголии XX – начала XXI вв. Актуальность данного проекта определяется динамичным развитием контактов в области изобразительного искусства между Монголией и Россией, с одной стороны, и недостаточной изученностью их исторического взаимодействия, — с другой. Важным критерием актуальности исследования, по мысли научного коллектива, является и отсутствие методик искусствоведческого анализа произведений современного искусства Монголии и Сибирского региона, на выработку которых, в том числе, и был направлен проект.

Россию и Монголию связывают давние исторические связи, о чем уже написано немало книг, но область художественной культуры, кросс-культурных взаимодействий, особенно в ХХ – начале XXI веков остается еще недостаточно разработанным в искусствоведении вопросом. Ещё менее изученным остаётся вопрос о сотрудничестве и взаимном влиянии изобразительного искусства Сибири и Монголии, хотя эти контакты, как показало настоящее исследование, возникли давно и в настоящее время активно развиваются.

Основная задача исследования, которую поставил перед собой научный коллектив, — провести многоаспектный, компаративистский анализ сибирского и монгольского искусства, которые в ходе своего генезиса и развития, с одной стороны, приобрели ряд общих черт, с другой стороны, напротив, в них более четко обозначилась самобытность.

В результате исследования был решен ряд вопросов: выявлены  ключевые сходства и различия основных путей развития изобразительного искусства Сибири и Монголии в период XX — начала XXI веков; определены общие и специфические черты и тенденции развития и взаимовлияния современного сибирского и монгольского изобразительного искусства; разработаны теоретико-методологические и, в том числе, теоретико-искусствоведческие подходы наиболее эффективные в интерпретации и анализе современного искусства Сибири и Монголии.

В ходе реализации проекта участниками  были опубликованы статьи: индексируемые в Scopus, в журналах перечня ВАК. С отдельными материалами исследования можно ознакомиться на сайте РИНЦ:

  1. Шишин М.Ю. Метаисторический экспрессионизм в искусстве алтайской художницы Ларисы Пастушковой // Идеи и идеалы, №3 (25), т. 2, 2015 — с. 111−119. (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24282307
  2. Шишин М.Ю. Картина А. Гнилицкого «Встречный»: опыт интерпретации // Идеи и идеалы, №4 (26), т. 1, 2015 – с. 159−166. (журнал ВАК) Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=25318885
  3. Белокурова С.М. Тема балета в искусстве современной монгольской художницы З. Уянги // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований, №36, 2016. – С. 176−183 (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26610780
  4. Белокурова С.М., Шишин М.Ю. Монгольское учение арга билиг: культурологический потенциал и основание в анализе произведений искусства // Идеи и идеалы. — №3 (29) т.2, 2016 (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26697502
  5. Дариус Е.И., Шишин М.Ю. Алтайское художественное общество (1918–1920) и его наследие в собрании алтайского художественного музея // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. – Кемерово, 2016. -  № 37. — Часть II. – С. 33−42 (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27318541
  6. Иккерт Т.В., Шишин М.Ю. «Колесо Сансары» как универсалия и иконологическая парадигма в монгольской культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований, №36, 2016. – С.167−175 (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26613809
  7. Shishin Mikhail Yu., Khalid J. Aldeen Ismail. A Method of Compositional Fractal Analysis and its Application in Islamic Architectural Ensembles // IEJME — MATHEMATICS EDUCATION. 2016, VOL. 11, NO. 5, 1087−1100  (статья SCOPUS) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26451028
  8. Белокурова С.М., Шишин М.Ю. Уранчимэг Д. Основные тенденции в современном искусстве Монголии: опыт интерпретации произведений искусства //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики № 12. Ч. 2. 2017 (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30729894
  9. Дариус Е.И., Шишин М.Ю. Графическое наследие художника А.Н. Борисова (1889−1937) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №10, 2017 (г. Тамбов) (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29959103
  10. Шишин М.Ю. Основные черты стиля «метаисторический экспрессионизм» и его проявление в искусстве современных художников Сибири и Монголии // Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. №11 (85). 2017. – с. 208−212 (журнал ВАК) Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30452979

По итогам исследования подготовлена совместная российско-монгольская монография: «Очерки искусства Сибири и Монголии XX — начало XXI вв.: теория и история», а также создана серия научно-популярных фильмов по творчеству сибирских и монгольских художников: «Ханзайгийн Содномцэрэн. Реальная абстракция», «Александр Потапов. Картинки с выставки», «Межрегиональная художественная выставка в г. Красноярске (сюжеты, интервью)». Кроме того, проведены конференции и круглые столы с изданием сборников трудов:

1. Конференция «Алтай и Академия художеств», посвященная 30-летию Регионального отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств (24 января 2017 года);

2. II межрегиональная с международным участием научно-практическая конференция «Художественная культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность» в рамках работы VIII межрегиональной молодёжной художественной выставки «Аз. Арт. Сибирь – 2017» (29−30 марта 2017 года);

3. Круглый стол «Изобразительное искусство трансграничной области Алтая: наследие и современность» в рамках III Международной научно-практической конференции «Культура в евразийском пространстве: традиции и новации» международного научно-практического форума «Культура евразийского региона» (25 мая 2017 года).