ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
«Клуб Регионов»: «Деятельность АлтГТУ неразрывно связана с развитием Алтайского края»

«Клуб Регионов»: «Деятельность АлтГТУ неразрывно связана с развитием Алтайского края»

05.12.2018 10:43

О цифровизации Алтая, об умных сельхозмашинах, об успехах на чемпионатах мира по программированию и о многом другом, чем помогает краю Алтайский государственный технический университет, – в интервью с ректором Андреем Марковым.

В октябре, комментируя подписание соглашения краевой администрации с «Ростехом», вы сказали, что «университет готов стать оператором для правительства Алтайского края в реализации проектов, направленных на цифровизацию» практически всех сфер экономики и социальной сферы. Что позволяет вам делать такие заявления?

– В октябре было подписано соглашение правительства Алтайского края и Госкорпорации «Ростех», и считаю, это событие стратегически важным для нашего региона. Сложно представить сегодня хоть одно региональное предприятие, не использующее цифровые технологии, системы электронных ресурсов. И многие проекты внедрены не без участия ученых Алтайского политеха. И я с большой уверенностью могу говорить, что Алтайский технический университет является партнером правительства Алтайского края в реализации проектов, направленных на цифровизацию промышленного производства, машиностроения, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, и в дальнейшем мы готовы продолжать эту работу.

На производствах созданы профильные кафедры АлтГТУ, ведутся научные исследования, внедряются изобретения в сфере информационных технологий, энергосбережения, в сфере строительства. По каждому из направлений – у вуза хороший пакет разработок, которые востребованы экономикой региона и находят заинтересованность в среде работодателей Алтайского края.

Если мы говорим о комфортной городской среде, то это, как пример, энергосбережение и работа с альтернативными источниками энергии. Совместно с итальянским университетом Тренто мы инициировали научно-исследовательский проект по строительству экспериментального энергоэффективного дома на территории Алтайского края с применением инновационных технологий и материалов, а также принципов «зеленого» строительства. Сейчас стоит задача – построение автоматического ситуационного центра, который сконцентрирует все данные Алтайского края и позволит оперативно принимать управленческие решения, например, по устранению последствий чрезвычайных ситуаций. Без применения информационных технологий и интеллектуальных систем, без применения современных датчиков, камер аналитики решить эту задачу просто будет невозможно. Актуальна тема, связанная с построением безопасного и «умного города». Наш университет ведет проекты по интеллектуальному освещению, когда в зависимости от интенсивности дневного света мы можем контролировать яркость осветительных приборов. Факультет энергомашиностроения и автомобильного транспорта занимается проектами, направленными на интеллектуальное перераспределение транспортных потоков города и их контролем и слежением за состоянием дорожного движения, а наши айтишники умеют распознавать автомобили и другие объекты на дорогах и, соответственно, делать автоматизированные выводы.

Мы являемся базовым региональным университетом по подготовке высококвалифицированных специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий. В АлтГТУ на факультете информационных технологий и в институте экономики и управления открыты профильные направления подготовки. На протяжении нескольких лет совместно с системой «Город», которой руководят наши выпускники, ведем разработки автоматических начислений, биллингов – это перевод всех платежей и расчетов в электронную плоскость. Имеются и свои разработки в области организации транзакции банковских переводов. Все сферы деятельности человека пронизаны информатизацией, и наша задача – воспитывать высококвалифицированных специалистов, с одной стороны, и помочь правительству Алтайского края решить задачи по цифровизации всех сфер экономики региона.

Кстати, о воспитании: недавно наш университет проводил полуфинал чемпионата мира по программированию и принимал студенческие команды программистов вузов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Киргизии. Около 60 лучших команд, включая 5 команд АлтГТУ, дошедших до полуфинала, боролись за право принять участие в мировом чемпионате по программированию. С 1996 г. Алтайский государственный технический университет становится площадкой для проведения полуфинальных соревнований. Это большая честь и ответственность для нас. Команда АлтГТУ шесть раз выходила в финал соревнований, которые в разное время проходили в Китае, США, Канаде, Швеции, Польше и Санкт-Петербурге. В 2006г. студенты АлтГТУ становились обладателями золотой медали чемпионата мира по программированию, а в 2009 г. завоевали серебро. Ни один региональный вуз не может похвастаться такими успехами.

– Алтайский край у иногородних прежде всего ассоциируется с аграрным сектором, природой и талантливыми людьми. Примерно понятно, что вы можете делать для развития одаренности, раскрытия талантов. А для АПК есть направления работы вашего вуза, которые вносят вклад в развитие сельского хозяйства? И как университет работает с еще одним алтайским богатством – природой, а именно туристической отраслью?

– Инновационными и наукоемкими разработками для АПК в большей или меньшей степени занимаются практически все институты и факультеты АлтГТУ. Так, например, конструированием новой сельскохозяйственной техники занимаются ученые кафедры наземных транспортно-технологических систем и студенческое конструкторское бюро. Над развитием систем точного земледелия работают специалисты кафедры теоретической механики и механики машин, кафедры информационных технологий. Совершенствованием технологий и оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья занимаются ученые института биотехнологии, пищевой и химической инженерии.

Студенты конструкторских направлений получают навыки компьютерного и математического моделирования процессов, конструирования деталей и узлов с использованием современных CAD/САМ/CAE-систем. Успешно работает студенческое конструкторское бюро, где выполняется разработка реальной конструкторской документации для предприятий аграрного машиностроения с обязательным 3D-проектированием, разработкой пространственной модели с применением графической системы КОМПАС-3D, 3D-сканирования и прототипирования. Заказчиками наших работ являются такие предприятия, как ЗАО «Рубцовский завод запасных частей», Рубцовский филиал ОАО «НПК «Уралвагонзавод», АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения», ООО «Интертех», ООО «ЗИАС МАШИНЕРИ», ООО «Алтайский завод автотракторного спецоборудования.

В институте экономики и управления в рамках реализации образовательного профиля «Менеджмент в сервисе и туризме» мы ведем подготовку специалистов для туристической отрасли нашего региона. Несколько лет назад учеными АлтГТУ были разработаны туристические маршруты «По следам И.И. Ползунова», «Наследие И.И. Ползунова», трансграничный туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» и многие другие. А преподаватели и студенческая молодежь института архитектуры и дизайна участвуют в масштабных проектах в рамках развития туристско-рекреационного кластера «Барнаул – горнозаводской город».

– А в каких еще областях ваш вуз сотрудничает с краевой администрацией?

– Учебная и научная деятельность АлтГТУ всегда неразрывно связана с развитием Алтайского края. Все, что делается в стенах вуза, полностью соответствует стратегии развития региона. Прежде всего мы являемся поставщиком высококвалифицированных кадров для реального сектора экономики. По некоторым стратегически важным направлениям развития Алтайского края, таким как биотехнология, строительство, архитектура, энергетика, машиностроение, материаловедение, подготовку кадров ведет только АлтГТУ. Только наш технический университет единственный выпускает уникальных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и авиастроения. Но мы отдаем себе отчет, что сегодня подготовить настоящего профессионала своего дела по любой специальности невозможно без тесных многосторонних контактов с ведущими промышленными предприятиями региона. И в этом наши желания и требования производственных структур совпадают. Мы расширяем сотрудничество с предприятиями. Это не только соглашения о стратегическом партнерстве, но и договоренности о проведении определенных совместных научных исследований. Государство охотно участвует в этом процессе дополнительным финансированием, и часть этих средств получает вуз. Интересы всех участников в разработке новых инновационных технологий и продуктов совпадают, причем по различным направлениям. Это касается предприятий транспортного машиностроения, химической промышленности, пищевой перерабатывающей отрасли.

Научно-производственные объединения и базовые кафедры АлтГТУ открыты на Барнаульском станкостроительном заводе, Алтайском приборостроительном заводе «Ротор», Алтайском заводе прецизионных изделий, Алтайском шинном комбинате, Барнаульском заводе АТИ и др.

Мы очень активно привлекаем специалистов предприятий для работы со студентами. Больше того, уже четвертый год вместе с Барнаульским патронным заводом АлтГТУ становится победителем конкурса на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Это позволяет получить дополнительное финансирование для разработки или совершенствования отдельных дисциплин либо направлений. Таким образом, партнерский подход в нашей совместной работе является незыблемым.

Для нужд предприятий региона в университете работают два центра сертификации, три центра коллективного пользования научным оборудованием, центр инновационного консалтинга, центр трансфера технологий, инновационно-технологический центр, технопарк, центры молодежного инновационного творчества «Ползунов» и «Политехник», студенческое конструкторское бюро. АлтГТУ является участником всех четырех промышленных алтайских кластеров, составляющих основу инновационного и технологического потенциала Алтайского края.

– Центр детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» – это в первую очередь рекрутирование будущих студентов? Или что-то еще этот Центр дает вашему вузу, вообще системе образования?

– Ну, конечно, мы хотим видеть качественно подготовленного и заинтересованного точными науками абитуриента. Центр детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» помогает нам такую работу проводить. Он создан в Алтайском техническом университете в прошлом году при активной и всесторонней поддержке Благотворительного фонда Андрея Мельниченко и Сибирской генерирующей компании. Воспитанниками центра «Наследники Ползунова» являются около 700 школьников. За прошедший год представительства центра появились в филиалах АлтГТУ – Рубцовском индустриальном институте и Бийском технологическом институте. В учебных лабораториях дети выходят за рамки школьной программы и дополнительно изучают математику, физику, химию, занимаются техническим творчеством. А совсем недавно мы осуществили дополнительный набор на новые направления подготовки – робототехнику и программирование, запустили новые учебные аудитории и лаборатории. Кроме того, на базе АлтГТУ действует физико-техническая школа, а для самых маленьких и любопытных открыт центр занимательных наук. Только самые лучшие наши преподаватели работают с увлеченными наукой детьми. Они помогают им организовать научно-исследовательскую работу, готовят к предметным олимпиадам и конкурсам.

– Как прошел проект «Пригласи ученого АлтГТУ»? Много ли было приглашений и какие темы заинтересовали школьников? А интересы барнаульских учащихся отличались от запросов детей из муниципалитетов?

– Образовательный проект «Пригласи ученого АлтГТУ» мы реализуем четвертый год. И перерывы делаем только на лето. Школам предлагается выбрать интересную тему и преподавателя и пригласить на занятие. В списке – более 50 интерактивных занятий, которые организуют преподаватели и ученые АлтГТУ. Они проводят как лекционные, так и практические занятия со школьниками по различным дисциплинам – физике, математике, информатике, химии, иностранным языкам. Особый интерес всегда вызывают практические занятия ученых института биотехнологии, пищевой и химической инженерии, энергетического факультета и факультета специальных технологий. В учебный год мы совершаем более 50 научных десантов.

С одной стороны, школьники получают дополнительные знания по предметам, знакомятся с преподавателями, с другой, это возможность заинтересовать наукой, помочь ребенку с его научным проектом по физике или химии, например. А потом мы видим этих детей на конкурсах, которые проводим у нас в вузе: «Инженерный приговор», «Я – исследователь», «Шаг в будущее» и многих др.

– Создание военного учебного центра на базе военной кафедры – это дополнительная нагрузка для вуза? Или новые возможности? Чем вообще будет отличаться привычная кафедра после преобразования в Центр?

– Скорее это результат эффективной работы нашего университета. Поясню. Военный учебный центр создается в рамках оптимизации структуры военной подготовки в гражданских вузах России в соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ от 3 августа 2018 г. Действующая военная кафедра Алтайского государственного технического университета будет преобразована в военный учебный центр. Новая структура появится в университете уже в феврале 2019 г.

Вопросы создания учебных центров в вузах, совершенствования военной подготовки студентов обсуждались на встрече ректоров с министром обороны РФ, генералом армии Сергеем Шойгу. Создаваемые на базе вузов военные учебные центры объединят все материальные и людские ресурсы нынешних военных кафедр. Предстоящие изменения никак не отразятся на наборе, не сократится и кадровый состав кафедры. На базе военных учебных центров будут реализовываться все три существующие сегодня программы военного обучения: подготовка офицеров запаса, кадровых офицеров, солдат и сержантов запаса.

Около 1000 студентов технического университета обучаются на военной кафедре по программам подготовки офицеров запаса, сержантов и рядовых запаса. Наряду с гражданской профессией они получают военную специальность с присвоением воинского звания лейтенанта, сержанта или рядового с зачислением в запас без призыва на срочную службу в армию. АлтГТУ – единственный университет в Алтайском крае, который дает студентам такую возможность.

– Международное сотрудничество – Монголия, Китай, Казахстан, Италия – список можно продолжать. Чего больше в этих контактах: образовательной или научной составляющей? Совместных образовательных программ или обмена практическими, теоретическими наработками?

– Всякое стратегическое развитие для современного вуза неизбежно связано с развитием международных связей. Без этого университет не может претендовать на внимание к себе абитуриентов, научных кадров и занимать высокий рейтинг среди других учебных заведений страны.

Международной учебной деятельностью вуз занимается около 30 лет. В АлтГТУ учатся африканцы, арабы, студенты из Азии и стран СНГ. В общей сложности у технического университета сейчас более 50 соглашений с 40 университетами. Это Китай, Монголия, Казахстан, Таджикистан, Франция, Польша, Германия, Киргизия, Италия, Австрия, Англия и др. Например, договоры о совместной образовательной и научно-исследовательской деятельности у нас заключены с университетом Шихэцзы, Яньшанским университетом, Далянским университетом Neusoft, Синьцзянским педагогическим университетом, Управлением науки и техники СУАР, Уханьским текстильным университетом, Университетом Франш-Конте, Ховдским государственным университетом, Кыргызским государственным техническим университетом и многими другими.

В ближайших планах у нас наладить сотрудничество с вузами Индии, Вьетнама, США. Конечно, наша цель – влиться в мировое научное и образовательное пространство. И это уже получается, но поскольку мы территориально ближе к Китаю, Монголии, Казахстану, то упор делается на сотрудничество с этими странами.

В политехе в настоящее время учатся около 700 иностранных студентов из 14 стран мира, но большая часть приезжает из стран СНГ и Китая. Вначале они обучаются на подготовительном отделении, где с нуля осваивают русский язык. За год ребята овладевают русским языком, сдают экзамены и уже дальше продолжают образование на факультетах и в институтах АлтГТУ либо других вузах края и страны. Наибольшей популярностью среди иностранных студентов пользуются такие направления подготовки, как строительство, энергетика, экономика, информационные технологии и машиностроение.

Ежегодно Министерство образования и науки РФ направляет нам иностранных граждан на обучение русскому языку. Насколько известно, за право обучаться бесплатно заграничные абитуриенты участвуют в конкурсах.

Непростой отбор проходят и наши студенты для обучения на программах двойных дипломов, которые мы реализуем совместно с университетами КНР, Казахстана, Монголии.

– Дистанционное обучение. Сейчас любой вуз, претендующий на статус передового, имеет такую опцию. Но в академической и вообще научной среде есть много авторитетных противников онлайн-образования. Лично вы как видите развитие дистанционного образования? Должно оно полностью заменить студенческие аудитории?

– Наш университет одним из первых в стране начал развивать дистанционное обучение. В структуре вуза имеются заочный институт и сеть из 11 территориальных ресурсных центров, расположенных в районах Алтайского края, которые обеспечивают доступ к единой образовательной информационной среде университета и создают возможности для дистанционного обучения студентов вуза по заочной форме без выезда на сессии в город Барнаул.

В рамках реализации Программы стратегического развития АлтГТУ мы проводим большую работу по разработке электронных образовательных ресурсов и внедрению технологий электронного обучения в учебный процесс не только по заочной, но и очной форме обучения. Безусловно, есть отдельные дисциплины или даже целые направления подготовки, по которым учить студентов дистанционно не представляется возможным. Однако онлайн-образование открывает широкие возможности для самоподготовки и самообразования, а также повышения квалификации обучающихся. На смену традиционной лекции все чаще и чаще приходят современные образовательные технологии, значительно экономя время и силы всем участникам образовательного процесса.

Образование должно быть непрерывным и доступным в любой точке мира. Массовость и глобальность, открытость, возможность выбирать те знания, которые необходимы студентам, коррекция стоимости обучения, двусторонний процесс обучения и возможность получить большой объем обратной связи – все это делает электронное обучение (как новую форму дистанционного образования) крайне важным и востребованным современным поколением обучающихся.

Федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов»