ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
Валерий Фальков о социальной успешности и роли образования

Валерий Фальков о социальной успешности и роли образования

15.01.2021 09:09

«На Гайдаровском форуме в течение двух дней обсуждают проблемы страны и мира, которые привнесла в жизнь пандемия. В числе волнующих вопросов Форума – вопросы образования и его будущего. В дискуссии «Профессиональная и социальная успешность. Школа и вуз – чей вклад весомее?» приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков», — сообщает портал «Научная Россия».

Валерий Фальков в процессе дискуссии рассказал, что успешность молодого человека зависит не только от школы или высшего учебного заведения, но и от семьи, в которой он рос. «Мне кажется, правильно сформированная картина мира – половина успеха. За нее отвечает не только школа или вуз, за это отвечает и семья», — подчеркнул министр. По его мнению, волевые качества формируются в раннем возрасте, и чем раньше ими займется семья, тем больше шансов, что человек станет успешным.

Образование выполняет важную функцию – воспитать взрослого человека, который может рисковать и идти вперед. «Мне кажется, школа должна в каком-то смысле не отбить желание учиться, сохранить стимулы и мотивацию, - отметил Фальков. — Не просто предоставить багаж знаний, но и сохранить мотивацию. В вузе и сама модель обучения, и подходы должны быть такими, чтобы человек не боялся творить новое». По его словам, это применимо ко всем видам деятельности. Чтобы грамотно осуществить эту функцию, вузам необходимо изменить и образовательную модель, и расписания, и дисциплины. «Нам принципиально важно подготовить выпускников в вузах не только к тому, чтобы они вышли и заняли уже готовое место, но и чтобы они были настроены на формирование новых видов деятельности. Это и в старшей школе нужно формировать путем погружения в реальный проект», — рассказал Фальков.

Неотъемлемая часть формирования профессиональной личности – возможность попробовать себя. Министры солидарны в этом вопросе. «Школьник и студент должен иметь возможность выбора, потому что он приобретает навык, что он несет ответственность за этот выбор, понимает, что может ошибаться, диагностируя ситуацию. Эти вещи очень важны», — подчеркнул Фальков. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в школе этим занимается профессиональная ориентация. «Первое, от чего нельзя отказаться – базовые знания. Вторая составляющая – пробы. Уже в школе мы создаем систему профессиональной ориентации, где есть опыт успешных людей», — подчеркнул Кравцов.

Министр науки и высшего образования отметил, что учителя и преподаватели не обладают монополией на знания. Тем не менее, увлеченные преподаватели продолжают прививать интерес молодых людей к дисциплинам и даже влиять на их судьбы. По мнению Фалькова, для того, чтобы привлечь как можно больше таких преподавателей, высшим учебным заведениям необходимо развивать внутри университетов исследовательскую деятельность. «Студент идет туда, где интересные преподаватели, а интересные преподаватели там, где есть исследования. Будущее университетов – развитие в них науки. Потому что исследователи и ученые – люди нестандартные, они готовы рисковать, учат студентов выходить за рамки своей профессии. Чем больше в вузах будет таких людей, тем интереснее», — отметил министр. Сергей Кравцов в этом вопросе придерживается позиции, что учитель незаменим в образовательном процессе. «Никогда никакая система не заменит учителя», — сказал он.