2.1 «Важные события в жизни человека».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Важные события в жизни человека».
Глаголы движения с приставками под-, от-, с-. Простое предложение. Роль связки в предложении. Сочетание предиката с грамматическим субъектом.
2.2 «Приключения иностранца во время путешествия по чужой стране».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Приключения иностранца во время путешествия по чужой стране».
Глаголы движения с приставками пере-, об-, за-. Глаголы движения в настоящем, прошедшем и будущем времени. Глаголы движения в императиве. Актуальное членение предложения. СПТК-1, СПТК-2, СПТК-3, СПТК-4, СПТК-5, СПТК-6. Простые нераспространённые и распространённые предложения. Порядок слов в словосочетаниях (повторение). Согласование, управление, примыкание.
2.3 «Проблема отцов и детей».
45−50 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Проблема отцов и детей».
Глаголы движения. Приставки и суффиксы в глаголах движения (повторение и обобщение изученного). Простое предложение. Выражение наличия / отсутствия. Выражение объектных отношений: формы косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов и других частей речи, выступающих в роли существительных.
2.4 «Век живи – век учись».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Век живи – век учись».
Причастие как особая форма глагола. Значение и употребление причастий. Активные причастия настоящего и прошедшего времени. Образование активных (действительных) причастий с помощью суффиксов: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш-. Выражение отрицания в простом предложении. Выражение определительных отношений. Согласованные определения, выраженные прилагательными, местоимениями, числительными. Несогласованные определения, выраженные Р.п. с предлогами и без предлогов: чай без сахара, студент из Китая, стол у окна, программа для студентов, билет до Пекина, декан факультета; Тв.п. с предлогом «с»: кофе с молоком, девушка с голубыми глазами; П.п. с предлогами: человек в очках, рассказ о Москве, квартира на пятом этаже, В.п. с предлогами: билет в театр, деньги на учёбу, билет на среду, фильм про любовь, Д.п. с предлогами и без предлога: экзамен по физике, дорога к морю, памятник Пушкину).
2.5 «Как же сильно я удивился/Как же сильно я огорчился».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Как же сильно я удивился/Как же сильно я огорчился».
Причастия. Пассивные причастия настоящего и прошедшего времени. Значение и употребление. Образование пассивных причастий с помощью суффиксов: -ом-/-ем-, -им-, -ан-/-анн-, -ен-/енн-, -т-. Чередование согласных в корне при образовании страдательных причастий (т/ч, т/щ, д/ж, з/ж, с/ш, ст/щ, б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл, ч/ж). образование причастий от некоторых глаголов движения: идти – шедший, вести – ведший, привести – приведённый Выражение неопределённости. Выражение определительных отношений с помощью причастий в простом предложении. Причастный оборот. Определительные отношения в сложном предложении. Замена причастий, причастных оборотов придаточным предложением с союзным словом «который».
2.6 «Лучшая покупка».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Лучшая покупка».
Деепричастия как особая форма глагола. Значение и употребление деепричастий. Образование и употребление деепричастий НСВ. Образование деепричастий НСВ от глаголов НСВ с помощью суффиксов –а/-я, -учи/-ючи, -в/-вши. Глаголы, не образующие деепричастий НСВ (глаголы на –чь, с суффиксом –ну-, без гласной в основе настоящего времени типа: ждать – жд-ут, рвать – рв-ут, пить –пь-ют и др.) Выражение возвратности. Выражение обстоятельственных значений с помощью деепричастий и деепричастных оборотов. Причинно-следственные отношения (Интересуясь экономикой, Антон поступил на экономический факультет.) Условные отношения (Рационально организовав своё время, ты можешь успеть сделать всё.) Уступительные отношения (Глубоко изучив проблему, он успешно защитил диссертацию). Определительно-обстоятельственные отношения (Он говорил улыбаясь).
2.7 «Дом моей мечты».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Дом моей мечты».
Деепричастия. Образование и употребление деепричастий СВ. Образование деепричастий СВ от глаголов СВ с помощью суффиксов –в/-вши, -ши. Выражение взаимности. Выражение причинно-следственных отношений с помощью производных от деепричастий предлогов благодаря, благодаря чему. Выражение уступительных отношений в простом предложении с помощью производных предлогов несмотря на и невзирая на. Причинно-следственные и уступительные отношения в сложноподчинённом предложении. Замена деепричастных оборотов придаточными предложениями.
2.8 «Место на земле, которое особенно дорого мне».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Место на земле, которое особенно дорого мне».
Повторение и обобщение по темам «Причастия» и «Деепричастия». Выражение эмоционального состояния в простом предложении. Обозначение времени в простом предложении.
Контрольная работа.
2.9 «Путешествие по России». «Москва – столица России» «Петербург – культурный центр России».
65−70 новых слов активно-пассивного словаря по темам «Путешествие по России». «Москва – столица России» «Петербург – культурный центр России». (6ч)
Основные значения 25 русских глагольно-именных префиксов. Приставки в-, во-, вз- (взо-, вс-), вос- (возо-, воз-). В глагольных и именных частях речи. Падежные формы существительных, прилагательных и определительных местоимений. Именительный падеж. Единственное и множественное число. (Повторение). Префиксальные глаголы, мотивированные глаголом писать. Обозначение пространства в простом предложении.
2. 10 «Важное событие в мире с моей точки зрения».
45−50 новых слов активно-пассивного словаря по теме «Важное событие в мире с моей точки зрения». (4ч)
Глаголы с префиксами вы-, до-,за-, из- (изо-, ис-), на-. Префиксальные глаголы, мотивированные глаголом читать. Родительный падеж существительных, прилагательных и определительных местоимений. Простое и сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Схемы предложений.
Литература:
1.Белякова Н.Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования, ударение. – 3-е изд.,испр. – СПб: «Златоуст», 2007. – 97с.
2.Ласкарева Е.Р. Чистая грамматика. – 2-е изд., испр. – СПб: «Златоуст», 2008. – 336с.
3.Куприянова Т.Ф. Знакомьтесь: причастие: учебное пособие для изучающих русский язык (продвинутый этап). – 2-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2002. – 112с.
4.Куприянова Т.Ф. Знакомьтесь: причастие: учебное пособие для изучающих русский язык (продвинутый этап). – СПб.: «Златоуст», 2002. – 80с.
Форма контроля – обязательное выступление в ходе семинара.
4. Самостоятельное моделирование ситуаций, составление диалогов, предполагающих использование речевого материала по темам: (10 тем по 0,5 ч. = 5 ч.)
5. Изложения и сочинения (11 часов)
доцент кафедры РЯиК Л.Н. Ивашутина
