ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Кафедра «Международные экономические отношения»

Содержание дисциплины «Международный бизнес»

Тема 1 Международный бизнес на современном этапе.

Понятие и сущность международного предпринимательства как особой формы внешнеэкономической активности. Предпринимательство, предпринимательская среда. Предпринимательский доход, уровень предпринимательской свободы.

Международный бизнес. Основные хозяйствующие субъекты международного бизнеса: ТНК, ТНБ, ФПГ, союзы предпринимателей, торговые палаты, мировые экономические и финансовые институты. Глобальный менеджмент, принципы глобального менеджмента.

Тема 2 Организационные формы международного бизнеса.

Принцип национального режима для предприятий с иностранными инвестициями.

Предприятия с иностранными инвестициями: дочерние компании, ассоциированные компании,

Совместные предприятия и особенности их образования, преимущества создания.

Представительства иностранного юридического лица, модели координации филиалов и материнской компании: этноцентрическая, полицентрическая, геоцентрическая, регионоцентрическая.

Мотивация инвестирования за рубеж.

Тема 3 Транснациональные корпорации.

Многонациональные компании, глобальные компании, многострановые компании.

История развития и современная роль ТНК.

Критерии транснациональности, индекс транснационализации.

Преимущества ТНК для принимающих стран, негативные черты воздействия ТНК на экономику принимающих стран.

«Кодекс поведения ТНК», «корпоративное гражданство».

Тема 4 Кадровая политика в международном бизнесе. 

Человеческий капитал как одних из ключевых элементов международного бизнеса.

Критерии подбора персонала. Системы связей с общественностью. Стимулирование труда: система Линкольн, принцип индивидуализации оплаты труда, система фиксированных тарифных ставок, денежная и акционерная системы оплаты труда.

Программы повышения квалификации и развития персонала.

Тема 5 Аутсорсинг в международном бизнесе.

Аутсорсинг, основные сегменты аутсорсинга информацинных услуг: аутсорсинг информационных технологий и аутсорсинг бизнес-процессов.

Аутсорсинг-проект и контракт как документальная основа.

Формы аутсорсинга: полный аутсорсинг, частичный аутсорсинг.

Аутсорсинг и инсорсинг.

Преимущества аутсорсинга. Причины отказа от аутсорсинга.

Тема 6 Интеллектуальная собственность как элемент международного бизнеса. Интеллектуальная собственность как элемент международного бизнеса.

Лицензионные соглашения на передачу знаний

Патент на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, знаки указания происхождения, наименования мест происхождения

Классификация лицензионных договоров: патентные и беспатентные договоры; полна, исключительная, неисключительная лицензии

Соглашения о передаче ноу-хау, технологий

Формы передачи технологий

Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности

Тема 7 Ценообразование в международном бизнесе. 

Цена внедрения продукта на рынок, «психологическая» цена, цена лидера на рынке или в отрасли, цена, покрывающая издержки производства, престижная цена. Методы ценообразования. Ценообразующие факторы.

Единая цена, зональные цены. Определение цен на основе базисного пункта. Стандартныецены, меняющиеся цены. Единые и гибкие цены.

Особенность регулирования цен в международной среде. Влияние международного разделения труда, многовалютная среда.

Цены на «сырьевые товары» и «готовые изделия».

Ценообразующие факторы: общеэкономические, конкретно экономические, специфические, специальные, внешнеэкономические.

Тема 8 Конкурентоспособность в международном бизнесе.

Международная конкурентоспособность. Конъюнктурный образ объекта, обзор спроса-предложения.

Устойчивое конкурентное преимущества: компоненты, структура, характерные особенности.

Конкурентоспособность предприятия. Нематериальные факторы роста конкурентоспособности. Потребительский капитал.

Оценка конкурентоспособности объекта на конкретном рынке: базовые этапы. Конкуренция и ценообразование.

Литература и учебно-методические материалы

Основная литература:

  1. Мировая экономика и международный бизнес [Текст]: учеб. по специальности «Мировая экономика» / В.В. Поляков и др.; под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – М.: КноРус, 2007. – 4 экз.
  2. Мировая экономика и международный бизнес [Текст]: практикум. / В.В. Поляков и др.; под общ. ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. – М.: КноРус, 2007. – 1 экз.
  3. Мировая экономика и международный бизнес [Электронный ресурс]: электрон. учеб. / Под ред В.В. Полякова. – М.: КНОРУС, 2008. – 1 экз.
  4. Синяева И. М.   Маркетинг в предпринимательской деятельности [Текст]: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова. – М.: Дашков и К°, 2008 – 1 экз.
  5. Беспалов, Р. С.   Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки [Текст] / Р.С. Беспалов. – М.: Вершина, 2008. – 3 экз.
  6. Веснин, В. Р.   Управление персоналом: теория и практика [Текст]: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Велби, 2007. – 3 экз.
  7. Веснин, В. Р.  Управление персоналом: теория и практика [Электронный ресурс]: электрон. учеб. / В.Р. Веснин. – М.: КНОРУС, 2009. – 1 экз.
  8. Д’Алессандро Дэвид.   Карьерные войны. 10 правил построения успешного личного бренда: [пер. с англ.] [Текст] / Дэвид Д’Алессандро при участии Мишель Оуэнс.– СПб. [и др.]: Питер, 2005. – 1 экз.
  9. Джой–Меттьюз Дженнифер.   Развитие человеческих ресурсов: [пер. с англ.] [Текст] / Дженнифер Джой–Меттьюз, Дэвид Меггинсон, Марк Сюрте. – М.: Эксмо, 2006. – 1 экз.

Дополнительная литература:

10.  Дробо Кевин.   Секреты сильного бренда: Как добиться коммерческой уникальности: пер. с англ. [Текст] / Кевин Дробо. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 1 экз.

11.  Дэвис Скотт.   Бренд–билдинг: создание бизнеса, раскручивающего бренд: [пер. с англ.] [Текст] / Скотт Дэвис, Майкл Данн. – СПб. [и др.]: Питер, 2005. – 1 экз.

12.  Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие: [для вузов по экон. и упр. специальностям] / [Л.Н. Оголева [и др.]; под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА–М, 2009. – 20 экз.

13.  Интернет–технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски [Текст]: учеб.–практ. пособие / Ю.Н. Юденков [и др.]. – М.: КНОРУС, 2010. – 1 экз.

14.  Информационные технологии управления [Текст]: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / Г.А. Титоренко; под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 1 экз.

15.  Коллинз Д.   2 Э: этика и этикет в бизнесе: [перевод] [Текст] / Дэйв Коллинз. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 1 экз.

16.  Котлер Филип.   300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер: [пер. с англ.] [Текст] / Ф. Котлер. – М.: Олимп–Бизнес, 2006. – 1 экз.

17.  Кретов, И. И.   Внешнеторговое дело [Текст]: учеб. пособие: [для вузов по специальности 080111 (061500) —Маркетинг] / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Всерос. акад. внеш. торговли. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 1 экз.

18.  Линдстром Мартин.   Чувства бренда: воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов: [пер. с англ.] [Текст] / М. Линдстром; предисл. Ф. Котлера. – М.: Эксмо, 2006. – 3 экз.

19.  Мартынов, Л. М.   Инфоком–менеджмент [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, получающих образование по направлениям «Менеджмент», «Бизнес–информатика» и специальности «Менеджмент орг." / Л.М. Мартынов. – М.: Логос, 2007. – 1 экз.

20.  Международные экономические отношения [Текст]: учебник: по специальностям «Мировая экономика», «Бух. учет и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / [Б.М. Смитиенко и др.]; под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА–М, 2005. – 2 экз.

21.  Минченкова, О. Ю.   Управление персоналом: система бюджетирования [Текст]: учеб. пособие по специальности «Упр. персоналом» / О.Ю. Минченкова, Н.В. Федорова; Моск. гуманитар. ун–т. – М.: КноРус, 2006. – 3 экз.

22.  Мировая экономика [Текст]: учебник: [для вузов по экон. специальностям и направлениям] / [А.С. Булатов и др.]; под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 36 экз.

23.  Морозова, И. Н.   HR–менеджмент: справ. менеджера по персоналу [Текст] / И.Н. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 1 экз.

24.  Плаксина, М. А.   Процесс глобализации в международном бизнесе: учеб. пособие [Текст] / М.А. Плаксина, А.А. Стриженко; Алт. гос. техн. ун–т им. И.И. Ползунова, Ин–т междунар. бизнеса и менеджмента. – Барнаул: Изд–во АлтГТУ, 1999. – 32 экз.

25.  Платов, В. Я.   Современные управленческие технологии: научное издание [Текст] / В.Я. Платов. – М.: Дело, 2006. – 1 экз.

26.  Повышение конкурентоспособности компании: формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление: методический материал [Текст] / разъяснения, советы и рекомендации специалистов в обл. практ. маркетинга В.В. Кеворкова и Д.В. Кеворкова; Рос. газета. – М.: Рос. газета, 2005. – 1 экз.

27.  Попов, В. М.   Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях [Текст]: учебное пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 10 экз.

28.  Рудая,  Е. А.   Основы бренд–менеджмента [Текст] / Е.А. Рудая – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2006. – 5 экз.

29.  Стриженко, А. А.   Глобализация бизнеса и конкурентоспособность транснациональных компаний: монография [Текст] / А.А. Стриженко; Алт. гос. техн. ун–т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд–во АлтГТУ, 2005. – 6 экз.

30.  Стриженко, А. А.   Роль информационно–коммуникационных технологий в развитии международного бизнеса: монография [Текст] / А.А. Стриженко; Алт. акад. экономики и права (ин–т). – Барнаул: ААЭП, 2009. – 2 экз.

31.  Томпсон Лей.   Создание команды: [пер. с англ.] [Текст] / Лей Томпсон. – М.: Вершина, 2006. – 1 экз.

32.  Траут Джек.   Позиционирование: битва за умы: с коммент авт.: [пер. с англ.] [Текст] / Джек Траут, Эл. Райс; рус. кейсы Алексей Сухенко. – СПб. [и др.]: Питер, 2007. – 1 экз.

33.  Украинцева, А. А.   Маркетинг: в вопр. и ответах: учеб. пособие для вузов по специальности «Маркетинг» [Текст] / А.А. Украинцева. – М.: Проспект, 2006. – 3 экз.

34.  Черенков, В. И.   Международный маркетинг [Текст]: учеб. пособие для вузов по эконом. специальностям и направлениям / В.И. Черенков. – СПб.: [б. и.], 2003. – 1 экз.

35.  Шапиро, С. А.   Управление человеческими ресурсами [Текст]: практ. пособие по кадровому планированию орг. / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 2 экз.

36.  Шарков, В. И.   Паблик рилейшнз [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 350700 «Реклама» / Ф.И. Шарков; Междунар. ун–т бизнеса и упр. – М.: Дашков и К°, 2006. – 18 экз.

37.  Шульц Дон Е.   Брендология: правда и вымыслы о брендинге: [пер. с англ.] [Текст] / Дон Е. Шульц, Хейди Ф. Щульц. – М.: РИПОЛ классик, 2006. Количество – 1 экз.

преподаватель каф. МЭО    Ноздреватых А.В.