ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Первый технический вуз на Алтае. Часть 7

Воспитываем свои кадры

В 1970−1980-х гг. деятельность политехнического института, как и других вузов страны, в большей степени, чем прежде, определялась требованиями научно-технической революции, мирового интеграционного процесса. Требовалось интенсифицировать учебный процесс, осуществить комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов, совершенствовать производственную и преддипломную практики, повысить уровень учебной и научно-методической работы, обеспечить соединение обучения с воспитанием. На этих основных направлениях сосредоточил свои усилия многотысячный коллектив алтайских политехников.

С увеличением контингента студентов менялся количественно и качественно профес­сорско-преподавательский состав. Становилось больше преподавателей с учеными званиями и степенями. Защитили докторские диссертации и были избраны на должность заведующих кафедрами: И.М. Владовский, Ю.Н. Гарбер, В.Н. Гячева, В.К. Козлова, А.И. Мягков, O.K. Никольский, В.Ф. Семенов, А.А. Стриженко. Прошли по конкурсу и стали заведовать кафедрами профессоры, доктора наук П.И. Госьков, Л.В. Гячев, В.Н. Покровский, Б.Д. Цемахович. Профессорское звание было присвоено кандидатам наук П.Д. Мищенко и Я.В. Савченко − преподавателю филиала АПИ в Бийске.

В аспирантуре ежегодно проходили подготовку 30−55 аспирантов по 15 специальностям. В течение 25 лет (1960−1985 гг.) аспирантуру АПИ окончили 200 человек, в большинстве своём защитивщие диссертации. За то же время в целевую аспирантуру вуз направил более 200 политехников. В 1985 г. в институте работало 20 профессоров, докторов наук и 417 доцентов, кандидатов наук. Ежегодно десятки преподавателей повышали квалификацию в институтах повышения квалификации и на факультетах повышения квалификации. Активно работали кафедральные и межкафедральные научно-методические семинары, многие преподаватели занимались на курсах подготовки к сдаче кандидатских экзаменов.

и совершенствуем учебный процесс

Администрация института постоянно заботилась о повышении академической успе­ваемости студентов, усилении роли кафедр, особенно выпускающих как главного звена учебно-воспитательного процесса. Первостепенное значение придавалось совершенствованию методов управления учебно-воспитательной работой, организации самостоятельной работы студентов − обеспечению их необходимой литературой, улучшению методики проведения учебных занятий. По примеру других вузов, в ноябре 1979 г. в АПИ было создано учебно-методическое управление, состоявшее из 4 отделов: учебного, научно-методического, методического обеспечения воспитательной работы, практики студентов и стажировки молодых специалистов. Главной задачей УМУ являлось обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса, высокого качества подготовки специалистов. Вскоре состоялась методическая конференция «Совершенствование педагогического мастерства преподавателей в учебном процессе», организованная УМУ. На факультетах работали методические комиссии.

Была усилена работа деканатов и кафедр по методическому обеспечению самостоя­тельной работы студентов. Своевременно разрабатывались планы семинарских занятий, ме­тодические пособия и указания, проводились индивидуальные и групповые собеседования и консультации. Применялись такие формы обучения как теоретические конференции, семина­ры-диспуты, метод малых групп, проблемное обучение и другие. Кафедры общественных дис­циплин широко практиковали подготовку студентами рефератов. Реферативной работой за­нималось более 90 процентов первокурсников. Политехники были участниками городских и краевых конференций по иностранным языкам, первая из которых состоялась в 1977 г. Тогда в числе лучших были отмечены доклады студентов АПИ А. Каменского, И. Корнея, А. Петухова, а работа О. Гавриловой «Строительная промышленность в повышении жизненного уровня трудящихся в СССР» была рекомендована на зональную выставку студенческих работ.

Студенты и преподаватели института встречались с учеными и преподавателями вузов и научных учреждений Москвы, Новосибирска, Алма-Аты, Ростова-на-Дону, Ташкента и других городов. Это общение проходило в форме лекций, бесед, семинаров, консультаций. Доброй традицией политехников являлись дни открытых дверей с приглашением студентов и пре­подавателей из других вузов города.

Продвигаем АСУ «Прием»

На новую, более высокую качественную ступень поднялось использование технических средств обучения в учебном процессе. Были созданы специализированные аудитории с соответствующим оборудованием. Значительно выросло значение институтского вычислительного центра, оснащенного ЭВМ — ЕС-1020, ЕС-1022, СМ-4, М-6000, М-222. Работники центра прошли подготовку при создании и внедрении в учебный процесс АСУ «Сигма» в творческом содружестве с учеными СО АН СССР, а также при разработке подсистемы ОАСУ Минвуза РСФСР «Управление учебно-методическим обеспечением», в которой институт принимал участие с 1973 г.

Велся постоянный, поиск новых форм профориентационной работы среди старшекласс­ников, современных средств отбора абитуриентов, совершенствования учебного процесса, раз­рабатывались более совершенные организационные формы и методы обучения студентов с при­менением ЭВМ. В 1978 г. впервые вступительные экзамены в АПИ прошли по подсистеме «При­ем» с использованием ЭВМ, ранее опробованной в Московском экономико-статистическом институте. Руководители и специалисты МЭСИ щедро поделились опытом с алтайскими поли­техниками. Однако специфика политехнического вуза, значительно больше, чем в Московском институте, число специальностей, наличие филиалов в других городах заставили внести в под­систему АСУ ряд существенных изменений и новшеств.

Алтайский политехнический институт стал первым из технических вузов страны, в котором была разработана и внедрена система АСУ «Прием». С 1978 г. письменные экзамены по физике, математике, химии осуществлялись с применением этой системы в полном объеме. Начиная с 1984 г., ЭВМ применяется при. оценке знаний на вступительных экзаменах по русскому языку и литературе. Основную работу по внедрению нового метода проделали преподаватели и сотрудники института Л.А. Борисова, Г.И. Бусыгина, А.В. Вихарев, Н.А. Гондаренко, А.В. Горр, Т.Н. Елагина, А.М. Еркин, В.Г. Захваткина, Л.А. Козлов, В.И. Козлов, Р.П. Куновская, Н.П. Ластовкина, В.Б. Маркин Л.А. Морозова, Е.В. Павловский, И.М. Поливанов, В.Г. Радченко, Г.Н. Ткаченко, Ю.В. Федоров, В.А. Хоменко, Г.И. Швецов, Г.М. Шатунов, B.C. Яровой.

Применение новой системы на вступительных экзаменах изменило многие привычные представления и потребовало большой подготовительной работы. Выпускников заранее знакомили с правилами приема, объясняли процесс экзамена с участием ЭВМ. Заблаговременно составлялись тысячи задач по математике, физике, химии для ЭВМ, формировались экзаменационные билеты, обучались технические работники кафедр и приёмных комиссий, была организована работа общественной приемной комиссии и во время экзаменов. Через несколько дет опыт АПИ по применению ЭВМ и автоматизированной системы управления вступительными экзаменами был одобрен Минвузом СССР.

Работаем на благо вуза

Большую работу по обеспечению учебного процесса учебниками и другой литературой вел коллектив институтской библиотеки. Основу ее коллектива составляли опытные, высококвалифицированные специалисты, люди с творческой жилкой. Много лет директором библиотеки проработала Л.П. Бельферман. Большой вклад в развитие библиотеки внесли заместитель директора В.П. Серова, заведующие отделами А.А. Бойко (библиографии), А.А. Слюсарь (научной обработки), Г.А. Трушникова (обслуживания), К.Я. Шефнер (методической работы), зав.сектором М.П. Таякина, художник-оформитель М.И. Задорожная, Е.Л. Першаева. В 1967, 1970, 1977, 1980 гг. библиотека Алтайского политехнического института была победителем Всесоюзных соревнований библиотек, награждалась дипломом «Лучшая библиотека РСФСР».

Постоянно работали факультетские учебно-воспитательные комиссии. Вместе с дека­натами они организовывали слеты отличников, смотры курсовых и дипломных работ, кон­тролировали текущую успеваемость. Нельзя не сказать о роли комитета комсомола, который помогал кураторам в организации соревнования академических групп, шефства старшекурсников над студентами первого курса. В течение многих лет проректором АПИ по учебной работе был профессор Г.И. Швецов − высококвалифицированный преподаватель, опытный педагог и умелый руководитель.

Намного увеличились масштабы научно-исследовательской работы студентов. Если в 1970/71 гг. НИРС занималось около тысячи студентов − четверть состава дневного отделения, то в 1982/83 гг. − 6180 или 82,4%. Повысилась роль кафедр в организации научной работы студентов. В 1980 г. было зарегистрировано 16 заявок на изобретения, авторами или соавторами которых были студенты. В следующем году свыше 700 студентов участвовало в хоздоговорных работах по заказам предприятий. В 1982 г. студенты подали 11 заявок на изобретения, опубликовали 38 научных работ; 50 политехников выступили на межвузовских отраслевых и республиканских студенческих конференциях.

Неизмеримо вырос вклад ученых и преподавателей вуза в решение народнохозяйственных проблем. Так, в 1971−1975 гг. политехники выполнили хоздоговорных работ на 6 млн. рублей. В следующие 5 лет объем научных исследований превысил 11,7 млн. рублей, причём две трети работ осуществлялись по заказам предприятий и организаций Алтайского края.