ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Первый технический вуз на Алтае

В апреле 1942 г. была сформирована группа пятикурсников из 5 человек, которая затем пополнилась студентами из других вузов. А 30 апреля следующего года институт дал народному хозяйству первых инженеров-машиностроителей, подготовленных в Барнауле. «Алтайская правда» писала об этом событии так: «На днях состоялся выпуск 13 инженеров, закончивших Алтайский машиностроительный институт. Всем выпускникам присвоены звания инженеров-механиков по технологии машиностроения, литейному производству, автомобилям и тракторам. Выполнение проектов показало, что студенты вполне подготовлены к самостоятельной творческой работе. Все выпускники направлены для работы на предприятия оборонной промышленности». Первые выпускники АМИ С. Бражко, Г. Говоруха, Н. Короткова, С. Носов, А. Пахаков, Н. Толчинский, А. Эрдеди получили дипломы с отличием.

ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ

Интересна последующая судьба выпускников военных лет. В.Н. Мышков возглавлял продолжительное время Всесоюзное объединение «Тракторо-зкспорт», работал заместителем министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР; Б.Б. Троицкий стал кандидатом технических наук, был проректором в родном вузе; М.Г. Бандуровская трудилась заместителем главного технолога Харьковского тракторного завода, удостоена государственной премии за освоение производства транспортной быстроходной машины; В.И. Мауковский многие годы трудился главным механиком Минского тракторного завода; Ю. Литваковский более 40 лет проработал на Владимирском тракторном заводе, дослужившись до главного инженера; А. Владимиров защитил кандидатскую диссертацию, был заместителем директора Одесского филиала Всесоюзного тракторного НИИ; М. Воронин работал генеральным директором Алтайского тракторного, а затем моторного заводов.

С декабря 1943 г. институт стал официально именоваться «Алтайский машиностроительный институт». В победном 1945 г. из 326 студентов AMИ более трети были фронтовиками. Из 17 выпускников этого года 7 защитились на «отлично», почти все они остались работать на Алтае. Большинство: Б.П. Бессонова, А.С. Ефремов, А.М. Костин, М.М. Спивакова, В.И. Теплова, Г.Н. Уланова стали инженерами АТЗ. Штат преподавателей увеличился до 42 человек, из них 7 доцентов и кандидатов наук и один профессор. В институт возвращались с фронта бывшие преподаватели и студенты.

Выпускник АМИ профессор Н.А. Толчинский вспоминал: «Послевоенная аудитория звенела орденами и медалями от плеч до плеч. Здесь были представлены почти все военные специальности: ракетчик Герасим Десятков, танкист Газис Султанов, воздушный стрелок Петр Куксов, пулеметчик Игорь Пестов, моряк Михаил Зеров, артиллерист Иван Полянский, автоматчик Яков Майданский, воентехник Владимир Петровский, кавалерист Борис Барышев, шифровщик Юрий Кудряшев. Примечательно, что почти каждый из них стал незаурядным инженером, крупным специалистом в своей отрасли».

Вернулись с наградами Родины Герой Советского Союза сапер Дмитрий Пастухов, артиллерист Борис Залесный, моряк Вениамин Мочалин, летчик Седой Фофанов, авиатехник Борис Утробин и многие другие студенты. Бывший фронтовик, секретарь вузовского комитета комсомола тех лет Я.В. Майданский отмечал: «К 1945 г. в нашем институте появилось много фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны, и первой задачей комсомола была помощь и забота об этих людях». Фронтовики быстро влились о коллектив, стали его активной силой, хорошо учились, трудились на самых ответственных участках.

Научно-исследовательская работа в институте определялась задачами военного времени. Почти все исследования и разработки ученых и преподавателей были непосредственно связаны с нуждами народного хозяйства края, выполнялись по заказу оборонных предприятий. Этот вклад был достаточно весомым. Так, сотрудники кафедры деталей машин помогли рассчитать проект одноколейной подвесной дороги для элеватора, работники кафедры энергетики консультировали перевод нефтемоторов на газ в Горно-Алтайске, сконструировали полушихтную топку для дров к локомобилям деревоотделочного завода, а также разработали проект газогенератора для смолистой древесины. Уже в 1942 г. состоялись первые научные сессии и конференции, в которых участвовали и студенты. Очевидно, что в годы войны машиностроительный институт являлся в определённой степени центром научно-технической мысли в городе. Именно на институтских научных сессиях, в которых участвовали преподаватели других вузов и инженерно-технические работники предприятий, происходил обмен мнениями по актуальным теоретическим и практическим проблемам. В те далекие годы установилась связь института со многими заводами, переросшая со временем в многогранное сотрудничество.

САМИ ПАШЕМ, СЕЕМ…

Проблема обеспечения студентов, преподавателей и членов их семей продуктами в значительной степени решалась за счет собственного подсобного хозяйства. Работа в нем отнимала много времени и сил, но иного выхода не было. В 1942 г. институту выделили 10 гектаров пахотной земли и 3 гектара сенокосных угодий, рыболовные топи на реке Оби. В первый же год удалось вырастить несколько тонн картофеля и накосить более 50 центнеров сена для коров и лошадей, которые также содержались в подсобном хозяйстве. В следующем году институт арендовал сроком на 10 лет 60 гектаров целинной земли в колхозе «Путь Ильича» Калманского района. Группа будущих тракторостроителей отремонтировала списанный трактор, и он прослужил вузу еще несколько лет. Урожай оказался хорошим: 204 центнера картофеля, 82 центнера проса, 9 − гречихи, 17 − гороха, несколько тонн огурцов, капусты, моркови, лука, помидоров. Благодаря подсобному хозяйству институтская столовая была обеспечена в основном собственными продуктами.

Уже в 1944 г. для студентов, проживающих в общежитии, организовали трехразовое питание; инвалиды войны и отличники учебы получали в обед дополнительное блюдо. В течение 1943−1944 гг. вуз получил три грузовых автомашины, трактор, два мотоцикла с коляской, тракторный и конный плуги. Были созданы сапожная и швейная мастерские, прачечная при общежитии, открыт хлебный магазин. В 1945 г. институту выделили 4 тыс. метров хлопчатобумажной ткани, 40 отрезов на костюмы, 35 платьев, 250 пар галош и 200 пар валенок. Тогда, в условиях дефицита одежды и обуви, это было радостным событием. К началу 1948 г. в институтском хозяйстве насчитывалось 16 коров и телят, лошадь, полтора десятка овец и несколько свиней. Излишки продуктов вуз продавал государству.

СТРОИМ И РЕКОНСТРУИРУЕМ

Расширялась материально-техническая база института.

В октябре 1943 г. машиностроительному институту было предоставлено второе здание под общежитие на 100 мест, ремонт которого закончили своими силами в январе следующего года, а в 1944 г. − третье, приспособленное также в качестве общежития для студентов, преподавателей и сотрудников. Было оборудовано несколько лабораторий и учебных кабинетов, фонд библиотеки вырос до 8 тыс. книг, часть литературы была передана АМИ Московским автомеханическим институтом. Реконструкция помещений, осуществленная своими силами, позволила увеличить число учебных аудиторий, построить актовый зал со сценой, вмещавший 300 человек (в обычное время использовался как учебная аудитория). Постепенно школьные парты и скамейки были заменены на столы, стулья и табуретки. Ремонт осуществлялся в основном своими силами. Для этого комитет комсомола формировал из студентов и преподавателей бригады плотников, штукатуров, маляров; часто помогали рабочие городских предприятий.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…

Несмотря на трудности военного времени, небольшой коллектив алтайских машиностроителей жил интересной, насыщенной жизнью. Неизменным успехом пользовались выступления бригад художественной самодеятельности, активно работал драмкружок, выпускались боевые листки и стенгазета. В самодеятельных вечерах участвовали и студенты, и преподаватели. Находилось время и для шефской работы в школах, военных госпиталях, агитпунктах, для участия в субботниках, воскресниках, других общественных мероприятиях. К лету 1942 г. в институте, при военной кафедре, работали кружки, группы по подготовке разведчиков (50 чел.), шоферов (35 чел.), пулеметчиков (50 чел,), ворошиловских стрелков (48 чел.). В 1943 г., когда возобновились всесоюзное и российское первенства по ряду видов спорта, в машиностроительном институте состоялись соревнования по гимнастике, легкой атлетике, лыжному и конькобежному спорту, плаванию и велоспорту. Работали гимнастическая и легкоатлетическая секции, которыми руководили мастера спорта М. Спектор и H. Выставкин. Вскоре были организованы игровая и стрелковая секции, радиокружок. Студенты и преподаватели АМИ помогали организовать спортивные секции и кружки в общеобразовательных школах, проводили соревнования и игры, походы и экскурсии школьников. В последнем военном году в спортивных секциях: лыжной, волейбольной, легкоатлетической, гимнастической, стрелковой и мотоциклетной занимались более 150 студентов. Под спортзал было приспособлено сравнительно небольшое помещение, почти не было спортивного инвентаря, одежды и обуви.

9 мая 1945 г. коллектив института, как и весь советский народ, праздновал победу над фашистской Германией. Пройдя через все испытания военного лихолетья, машиностроительный вуз пережил в Сибири, по существу, второе рождение.

По материалам книги

«Алтайский государственный технический универси-

тет». Автор В.И. Бураков, д.и.н., профессор