ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
Качество инженерного образования — стратегическая задача вуза

Качество инженерного образования — стратегическая задача вуза

13.08.2015 12:16

Состоялось очередное заседание попечительского совета АлтГТУ им. И.И. Ползунова.  

В своем послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин обратил внимание на необходимость развития региональных технических вузов через увеличение числа бюджетных мест и поддержку программ их развития. Глава государства считает, что ситуация, когда студенты, обучаясь в столичных вузах, не возвращаются в свои регионы и даже не работают по полученной специальности, недопустима. Приоритетную поддержку, по словам президента, должны получать находящиеся в сотрудничестве с крупными предприятиями региональные вузы, чьи выпускники связывают свое будущее с местом, где они живут, тем самым развивая экономику своей малой родины.

Качество инженерного образования – это стратегическая задача, имеющая национальное значение, потому что от него зависит конкурентоспособность страны, её безопасность в широком смысле этого слова. Именно инженеры создают ту среду, которая позволяет обществу развиваться, вот почему так важно возродить у молодёжи интерес к этой профессии.

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова – базовый вуз в крае, выпускающий специалистов для работы в различных отраслях народного хозяйства, поэтому руководителям алтайских предприятий очень важно видеть в своих рядах квалифицированных и креативных инженеров. О действиях вуза в этом направлении и шел разговор на очередном заседании попечительского совета АлтГТУ, который возглавляет Виктор Алексеевич Мещеряков, начальник управления Алтайского края по промыщленности и энергетике.

По мнению руководства вуза и директоров крупнейших промышленных предприятий Алтайского края, составляющих основу попечительского совета, существует комплекс объективных проблем и противоречий, которые затрудняют опережающее развитие инженерного образования в современных условиях. Растут запросы производства, требующего специалистов разных квалификационных уровней, а механизмы формирования содержания образования как реакции на инновационные изменения в науке, технике и производстве тем временем отсутствуют. Усугубляет ситуацию и стремительно устаревающая материально-техническая база вузов, которая редко получает поддержку от крупного бизнеса. Потребности и интересы личности, развитие её образованности как фактора социального престижа блокируются недостаточной мотивацией условий получения квалификации в производственной сфере — это, так сказать, вывод сухого протокольно-научного языка. Что касается реалий, то они прозвучали в конкретных предложениях выступающих.

Проректор по стратегическому развитию и международной деятельности Андрей Марков охарактеризовал состояние учебно-лабораторной базы факультетов, готовящих специалистов для различных отраслей народного хозяйства: машиностроения, энергетического и сельскохозяйственного машиностроения, пищевой и перерабатывающей, химической и лёгкой промышленности, электро- и теплоэнергетики, приборостроения. Университет уже предпринял значимые шаги по модернизации базы:

  • на предприятиях края открыта 21 базовая кафедра;
  • вуз получил грант в размере 41 млн. руб. на поддержку программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации;
  • 4 млн. руб. потрачено на реализацию приоритетных направлений программы развития АлтГТУ;
  • для оснащения лабораторий кафедр «Приборостроение» и «Высокоэффективные специальные технологии», открытых на ОАО АПЗ «Ротор» и ОАО ХК «БСЗ», его дирекции выделили 3,8 млн. руб.

По словам ректора Александра Ситникова, базовые кафедры создаются на предприятиях с той целью, чтобы их ведущие специалисты могли непосредственно участвовать в процессе становления будущих инженеров, и уже на этом этапе отбирать нужные для производства кадры.

Кроме того, университет создал 3 учебно-производственных центра: «Химические технологии», «Машиностроительные технологии», УПЦ «Композит». Наши партнеры передали в пользование университету современные лаборатории: КГКУ «Алтайавтодор» (лабораторию испытания дорожно-строительных материалов) на 16 млн. руб., ООО «Формат» (лабораторию станков с ЧПУ) на 6 млн. руб. На площадках АлтГТУ регулярно проводятся презентации современного технологического оборудования от российских и зарубежных фирм-производителей, которое затем безвозмездно передается вузу: так, например, кафедра МБСП получила в подарок от ЗАО сварочные аппараты нового поколения, однако для полной модернизации учебно-лабораторной базы АлтГТУ требуется более 70 млн. рублей. В настоящее время университет не располагает столь значительной суммой, поэтому проректор Марков предложил на рассмотрение предприятий-партнеров, которых у АлтГТУ около 50, программу софинансирования по схеме «40% от вуза — 60% от предприятия». Производственники Н.А. Пантелеев, заместитель генерального директора филиала ОАО МРСК «Сибирь», В.А. Герман, председатель правления ООО УК Атайский завод прецизионных изделий», С.И. Маслов, председатель совета директоров объединения зерноперерабатывающих предприятий, поддержали программу, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию самих предприятий.

Второй актуальный вопрос, который проанализировал проректор по учебной работе Яков Овчинников и обсудили члены попечительского совета, касался проведения студенческих практик и трудоустройства выпускников.

В настоящее время АлтГТУ готовит специалистов по 100 образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, предусматривающим обязательное проведение практик, основными видами которых являются учебная и производственная, включая преддипломную. Для магистрантов, кроме уже названных видов практик, предусматривается также научно-исследовательская или научно-производственная, организационно-управленческая, педагогическая практика. Студенты проходят практику в структурных подразделениях университета (на кафедрах, в лабораториях, малых инновационных предприятиях университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом) либо в сторонних предприятиях и организациях различных организационно-правовых форм собственности, на основе договоров между университетом и предприятиями. Чаще всего студентов принимают на практику такие предприятия, как ЗАО «АЗПИ», «Барнаултрансмаш», ОАО «БСЗ», ОАО «Ротор». Ректорат огорчает тот факт, что почти треть студентов проходят практику в стенах университета: если с проведением в университете учебной практики еще возможно примириться, то производственную практику необходимо обязательно проходить на предприятиях, однако, к сожалению, предприятия Алтайского края, по всей видимости, не могут принять такой объём студентов.

Студентам, выезжающим на практику за пределы г. Барнаула, в населенные пункты, расположенные не очень далеко от города, оплачивается проезд до места прохождения практики и обратно, а также суточные. Некоторые предприятия берут на себя все расходы, связанные со студенческой практикой: например, ООО Комбайновый завод «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону) ежегодно берет на практику 4−5 человек и оплачивает им все расходы – проезд, проживание, суточные и даже заработную плату. Очевидно, что для будущих инженеров крайне важно наличие не только теоретических знаний о технологическом процессе того или иного производства, но и освоение всех его ступеней на практике. 

К основным проблемам, возникающим при организации и проведении практики, следует отнести неритмичность работы предприятий и закрытость их для образовательной системы из соображений сохранения коммерческой тайны. Во многих случаях предприятия видят в практикантах бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности. Сами студенты, даже если им предлагается рабочее место, зачастую отказываются, независимо от оплаты.

Организация и прохождение практики тесно связаны с последующим трудоустройством выпускников, которое является важным показателем качества деятельности вуза, и этому вопросу АлтГТУ уделяет особое внимание. Нами проведен анализ образовательных программ, по которым в университете ведется подготовка специалистов с точки зрения их соответствия Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Этот анализ показал, что абсолютное их большинство по своему профилю полностью соответствуют стратегическим направлениям развития Алтайского края, однако одно дело – соответствовать стратегическим направлениям, и совсем другое – быть востребованными на рынке труда.

Необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников вузов за последние годы, к сожалению, не сформировался. Ориентация высшей школы на текущие потребности сегодняшнего, во многом деформированного российского рынка образовательных услуг (на котором, в частности, наблюдается сильный перевес в сторону сферы обслуживания, а также экономических и юридических направлений подготовки) искажает истинную картину потребности экономики в объемах и структуре высшего образования. Разрушены ранее существовавшие механизмы государственного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а связи вузов с производством, налаживавшиеся в течение десятилетий, оказались зачастую практически разорванными.

Есть мнение, что в силу сложившихся традиций и ценностей образования в России целесообразна реализация «концепции пресыщения экономики квалифицированными кадрами». В этом случае рынок может гарантировать конкуренцию реальных квалификаций и способностей, а не просто прием на работу граждан с дипломами. Данная концепция предусматривает сохранение масштабов подготовки специалистов и направлена, кроме всего прочего, на поддержание интеллектуального потенциала общества. Конечно, в реализации этой концепции важная роль принадлежит государству: готово ли оно пойти на огромные затраты по подготовке специалистов, которые потом не будут работать по полученной специальности? Представляется, что нет.

Во-первых, Министерство образования и науки РФ сначала осторожно, а затем все более основательно возложило ответственность за трудоустройство выпускников исключительно на вузы. Начиная с 2012 г., наш работодатель ввел в практику проведение мониторинга эффективности вузов. Одним из показателей эффективности является трудоустройство, которое до настоящего времени оценивалось по двум критериям – количеству выпускников, обратившихся в поисках работы в службу занятости, и количеству трудоустроенных из числа обратившихся. Начиная с 2015 г., по решению Министерства образования трудоустройство оценивается количеством выпускников (в процентах от общего количества), за которых работодателем были произведены отчисления в пенсионный фонд. Во-вторых, результаты трудоустройства выпускников вуза учитываются при выделении ему контрольных цифр приема студентов на первый курс. В-третьих, возможность гарантированного трудоустройства выпускников на конкретные предприятия (организации) позволяет организовать подготовку специалистов применительно к условиям данного предприятия, решить вопросы с организацией и проведением практик. Немаловажное значение имеет и знакомство работодателя с будущими выпускниками еще во время их обучения. В-четвертых, обеспечение гарантированного трудоустройства после получения образования – важное конкурентное преимущество вуза на рынке образовательных услуг, привлекающее абитуриентов.

В этих условиях необходим постоянный анализ востребованности выпускников и составление прогноза изменения спроса на них, по крайней мере, на ближайшие 5−10 лет. Поэтому сегодня одним из главных и перспективных направлений решения проблемы трудоустройства и востребованности выпускников является создание системы обучения студентов определенных специальностей и направлений подготовки по заказу государства и предприятий, с четко обозначенными требованиями к выпускникам. К сожалению, создание подобной системы и ее эффективное функционирование осложняется рядом причин: отсутствием точных прогнозов в потребности конкретных специалистов; отсутствием опыта работы предприятий в рыночных условиях; нехваткой средств у вузов и, как следствие, вынужденной необходимостью приема на внебюджетной основе студентов, зачастую слабо подготовленных к обучению; нехваткой средств у предприятий, в результате чего они не могут принимать материальное участие в процессе подготовки специалистов; отсутствием структур, занимающихся эффективной маркетинговой деятельностью, изучением запросов потребителей, организацией и управлением трудоустройством выпускников и др.

Формирование спроса на выпускников конкретных направлений подготовки подчиняется законам рынка и зависит как от общего социально-экономического положения в стране, так и от конкретных условий, складывающихся в отдельных регионах и даже на отдельных предприятиях. Результат несогласованности социальных и экономических потребностей приводит к длительному периоду адаптации выпускника вуза на рынке труда и увеличению периода трудоустройства. По данным опроса выпускников и работодателей, проведенного Центром тестирования МГУ, ситуация, когда около 60% молодых специалистов в течение 2−3 лет не могут найти постоянную работу, уже стала типичной, а если выставить в качестве обязательного условия работу по полученной специальности, эта цифра достигает 80%.

В настоящее время представление об идеальном молодом специалисте у работодателей, вузов и выпускников значительно отличается. Очевидно, это связано с тем, что действующая система образования находится в процессе реформирования и в вопросах подготовки специалистов редко соответствует требованиям, которые предъявляют к выпускникам работодатели. Среди этих требований  не только фундаментализация их знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, профессионализм, готовность к постоянному самообучению, трудолюбие, ответственность. К управленческому персоналу работодатели предъявляют новые повышенные требования: знание новых технологиях, способность принимать решения, готовность к риску, а также коммуникативные способности, гибкость мышления, умение работать с людьми и т.д. Кроме того, зачастую требуется практический опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Таким образом, перед молодыми специалистами априори ставятся настолько высокие планки, что достигнуть их без практического опыта возможно далеко не всегда, а помочь выпускникам в развитии до требуемого уровня, то есть понести определенные затраты на их дополнительное обучение, расширение и повышение квалификации могут позволить себе лишь крупные компании.

Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед благодаря системе государственноего распределения выпускников, у бывших студентов не возникало проблем с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты уже смогли почувствовать на себе в полном объеме. Именно поэтому с 2014 года наш университет принял решение о распределении своих выпускников.

Сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в вузе, поэтому высшее образование при правильном подходе можно рассматривать как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению вузами и производственными предприятиями целого ряда вопросов, касающихся практического освоения будущими инженерами своей специальности и трудоустройства выпускников. Только совместные усилия позволят в полной мере реализовать гармоничный и законченный образовательный цикл «Обучение-практика-трудоустройство-переподготовка-повышение квалификации» и на выходе получить идеального молодого специалиста». 

Записала Тамара Савалей, редактор газеты

«Алтайский политехник»